Эссе на тему: «Молодой учитель в современной школе – это…»
«Самым важным явлением в школе, самым
поучительным предметом, самым живым
примером для ученика является учитель»
А.Дистервег
Совсем недавно я сама ходила в школу сама была ученицей. Не пропускала ни одного школьного мероприятия. Своим веселым, заводным характером я вовлекала в школьную жизнь своих друзей. Глядя на своего школьного учителя, я хотела стать такой же, как она. Строгой, но в то же время доброй и веселой, завораживающей своим взглядом всех нас. Она заинтересовывала и вовлекала нас в учебный процесс. Мы иногда не слушались, мешали вести урок, но хватало лишь одного взгляда учителя, и чувство уважения, любви к ней заставляло задуматься о том, какой это нелегкий труд. И какой нужно иметь талант, опыт, любовь к детям, чтобы так легко можно было «управлять» детьми, с разными характерами.
Я очень любила в детстве играть в школу, мысленно перевоплощаться в учителя: также красиво заходить в класс, писать на доске, объяснять тему урока и самое интересное – ставить оценки и проводить контрольные работы. Я помню, что очень было важно, как выглядел учитель, какая у него сегодня кофточка, бусы, прическа и туфли на каблуках.
Прошли школьные годы, мы выросли. Мои друзья выбирали престижные профессии: менеджеров, бизнесменов, юристов, журналистов и т.д. Но моя любовь к детям, мой веселый, творческий, общительный характер привел меня в Оренбургский государственный педагогический университет. И теперь я – учитель!
В начале моей работы педагогический коллектив встретил меня хорошо. Уже после первого школьного месяца я поняла, что в этом коллективе найду помощь, опору и поддержку. И я не ошиблась! Буквально с первых минут общения, понимаю, что всегда могу обратиться за помощью к этим замечательным людям. С ними мне все по плечу!
Какими же качествами должен обладать современный педагог? Учитель в школе является не только носителем знаний, но и отвечает за формирование личности ребенка.
Мне кажется, современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему. Я бы сказала так: «Учитель будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная черта. Именно учитель способен раскрыть потенциал каждого ученика. И здесь же возникает вопрос: Как это сделать? Как найти подход к каждому ученику? Что значит слово «учитель»? Кто он?
Над значением этого слова можно спорить веками. Думаю, учитель – это не просто профессия. Учитель – это сама жизнь, отданная детям, это призвание. И нет среди нас такого человека, который прожил бы без учителя! Руки врача и портного, ученого и водителя знают бесценную силу, данную им учителем. Каким должен быть современный учитель – учитель, которого ждут. Учитель должен знать, как быть человеком, не лгать, не кривить душой, помочь ребенку стать не кем – то – самим собой! Вот и я хочу быть такой же! Хочу, чтобы в мире царили добро и покой. Уметь помогать, понимать, слышать, как самый надежный друг. Чтобы таланты в детях, как зерна, взошли, расцвели и крепли. Стремлюсь отдавать свои знания ученикам. Наградой для меня служит свет детских восторженных глаз, удивленно – восторженные возгласы, радостные улыбки. Каждый день ко мне обращаются их взоры, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Школа – это особый мир. Школа - это шуршание мела по классной доске и шелест страниц ученических тетрадей, и шепот учеников, неслышный и отчетливый, это судьба ребятишек, целые жизни, которые нельзя ни сломать, ни разрушить. Ни словом, ни взглядом. Ведь в этих судьбах — моя жизнь. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, дарить тепло, знания, умения. День за днем я прихожу к своим ученикам, общаюсь с ними, делюсь мыслями и опытом, отдавая все свои знания и умения. Открывать новое в обыденном, видеть глубокое в простом, замечать удивительное в скучном, постигать непостижимое — вот то, чему я пытаюсь научить своих учащихся.
Современной российской школе необходимы яркие новаторские идеи и педагоги, которые должны соответствовать избранному Россией инновационному пути развития. Именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на уроках могут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном времени и жизни.
Как писал А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь… - все это имеет для ребенка большое значение».
Читая эти слова и осознавая то, что я современный учитель, понимаю, что должна выглядеть «на все сто» - ведь я лицо своего класса. Какое настроение подарю входящим в двери детям, таким и будет их день. И поэтому стараюсь быть веселой и доброй. И каждый день меня посещает странное ощущение: когда заходят милые твоему сердцу дети, огромное и необъяснимое чувство. Проходят такие милые, по – деловому решают свои проблемы, пытаются успокоить… Их глаза, их дела – результат твоей работы! Я снова и снова понимаю и говорю себе: «Я на своем месте!»
Я хочу учить детей видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям. Видеть улыбку на лицах детей, радоваться тому, что у них все получается, и спешить к ним на помощь в случае затруднения. Важно уметь создать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, к высоким достижениям и сотрудничеству.
Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить, бороться и развиваться в окружающем мире.
Опыт приходит с годами, молодость остается навсегда. Дети учат нас быть забавными, верить во всякие чудеса и больше улыбаться. В их глазах мы - настоящие спортсмены, великие художники, капитаны кораблей дальнего плавания, пилоты самых больших в мире самолетов. Они учат нас верить в себя, когда этого совсем не ждешь. А это так важно! Это заряжает нас энергией на долгие годы вперед. Вот отсюда и берется наша внутренняя молодость!
Я выбрала интересную профессию, которая требует от меня огромных сил. Несмотря ни на что я буду дальше отдавать детям тепло своего сердца, тепло своей души. И пусть мир, который окружает моих ребят, станет интереснее и добрее! «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем — кто ж тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)
И все же, легко ли быть молодым педагогом? Как ни крути, у каждого свой ответ на этот вопрос. Одно могу сказать точно: это достаточно интересно и приятно.