Запороженко Е.В.
Эссе «Учитель, профессия или призвание?»
Учитель – профессия – птица,
Вряд ли труднее сыскать,
С какою другою сравнится,
Ребячьи сердца зажигать…
Учитель... Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда. У учителя самая важная задача – формирование человека, личности, он всегда стремится выпустить в жизнь воспитанного, умного, подготовленного человека, всегда идёт в ногу со временем.
Мы живём в стремительно меняющемся мире. Современный учитель. Какой он? Что самое главное в 21 веке?
Я считаю, что самое ценное качество – это увлеченность, влюблённость в свою профессию. Столкнувшись с высказыванием Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» я сделала для себя вывод, да такой учитель всегда современен, в таком всегда нуждаются.
Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Мои подруги играли во «врачей», в «продавцов»… Ну, а я всегда была «учительницей». Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим - в то время еще небольшим богатством с соседскими мальчишками и девчонками.
Я – учитель в начальной школе. Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в, то, же время, как ответственно! Ведь именно нам, доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от нас зависит, как сложится не только школьная жизнь ребенка, но и его будущее. Главная задача создать комфортную атмосферу для детского коллектива, ведь только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
Современный учитель должен быть готов к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Мы должны стремиться к профессиональному росту, постоянно заниматься самообразованием, использовать инновационные методики, быть творческой личностью, уметь получать знания из разных источников, владеть новыми технологиями.
Моя миссия заключается в том, чтобы не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Важно сформировать у ребёнка желание учиться, а потом, используя различные средства, учить.
Учитель сегодняшнего дня – это профессионал в своём деле, который никогда не останавливается на достигнутом, а движется вперёд. Он эрудированный и образованный, знающий свой предмет, уважающий мнение ученика, готовый всегда прийти к нему на помощь, коммуникативный и стремящийся к сотрудничеству.
В своей педагогической деятельности я учу ребят мыслить, слушать и слышать, чувствовать и переживать, искать и познавать, постигать себя и своё место на планете людей.
Вся жизнь, окружающая нас, заставляет и зовёт учиться. А.П.Чехов сказал словами старого крестьянина Пантелея в «Степи»: «Одному человеку Бог один ум даёт, а другому два ума, а иному три. Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий – от хорошей жизни». Один ум мы, действительно, получаем от природы, хорошую жизнь и другой ум мы добываем общими стараниями, но вот ум от учения каждому нужно добывать самому в нелёгкой работе, много лет подряд, преодолевая трудности. Постоянно учиться требует и быстрое развитие науки и техники. Кто не научился учиться в школе, тот быстро отстаёт от жизни. Поэтому учиться надо всю жизнь. Тяга к знанию, нужда в знании была и будет всегда.
Очень важным для себя я считаю - профессионализм. И если любовь к детям - даётся человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм - вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний. Но чтобы давать действительно полноценные знания, чтобы были интересными уроки, беседы, развивающие занятия достаточно ли этих знаний?
Многие дети приходят в школу очень умненькими. Чем удивить ребенка в школе, как сделать так, чтоб ученик бежал в школу. Сегодня я как никогда задумаюсь над этими вопросами. Ребенок приходит в школу, не умея читать, но вполне осведомлен работой в компьютере. Я представлю ребенка глаза, если он узнает, что его учительница не может работать с компьютером. На мой взгляд, авторитета от такого ученика, не получишь. Такое время сейчас.
Нельзя забывать, что мы воспитываем, прежде всего, ЧЕЛОВЕКА. Мне очень запали в душу слова Марка Львовского:
Достучаться до самого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Задумываясь о том, каким должен быть современный учитель, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень повезло, потому что в школьные годы моими наставниками были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по-настоящему любящие тот предмет, который преподают. До сих пор с теплотой вспоминаю свою первую учительницу – Нину Фёдоровну,. Она научила меня писать, считать, а главное – думать, которая имела особый дар: умение разгадывать тайны движения детской души , она и привила мне любовь к предмету на всю жизнь.
Я люблю своих учителей. Пусть я не помню их всех по именам и фамилиям , но у меня в памяти навсегда остались слова В. Астафьева: «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем, должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил».
Школа - это самая удивительная лаборатория, в которой создается будущее. Мы все активно работаем для того, чтобы воспитать настоящего человека — деятельного, нравственно одаренного, наделенного даром сочувствия и сострадания.
Всякая профессия начинается с призвания. Бытует мнение, что учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит для меня? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждение не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только это - малые знания и малый жизненный опыт дают право педагогу быть немного впереди детей и вести их за собой.
Закончить хотелось бы словами: «Я не учитель, а такой же путник, у которого вы спросили дорогу. Я указываю направление вперед, вперед по отношению к себе и к вам» Джордж Бернард Шоу.
С возрастом не вольно обращаясь к вопросу о выбранной профессии, задумываюсь и о смысле жизни… Часто задаю себе вопрос : «Счастливый ли я человек?»
Наверное, да. У меня прекрасная семья, любимая работа…
Хотя нет, постойте, школа – это не работа, это то, без чего я не могу представить своё будущее, это моя жизнь! Конечно, были и бессонные ночи, и минуты отчаяния, но меня всегда окружали и окружают талантливые ученики, мудрые коллеги, понимающие и любящие родные.
А завтра еще один школьный день… Завтра в классе я вновь увижу удивительные и любопытные глаза – глаза моих учеников. И начнем мы новый день с улыбки друг другу, улыбки новому дню! Моя жизнь снова и снова продолжается в моих учениках!!!
А на вопрос «Учитель, профессия или призвание?» каждый должен ответить сам.