В научной литературе главной целью эстетического воспитания определена цель формирования эстетической культуры личности как важнейшей составляющей духовной культуры человека. Компонентами эстетической культуры личности выступают когнитивный компонент (означающий овладение человеком эстетическими знаниями, суждениями), эмоционально-оценочный компонент (означающий овладение человеком эстетическим отношением к природе и искусству, способностью к эстетической оценке предметов и явлений окружающей действительности), деятельностный компонент (означающий овладение человеком опытом самостоятельной творческой деятельности). Очевидно, что эстетически культурный человек способен не только к эстетическому восприятию окружающей действительности, но и является самостоятельной творчески активной личностью, строящий свое мироощущение по законам красоты. В данном случае эстетическая культура выступает критерием эстетической воспитанности личности.
Заметим, что исследованию сущностных характеристик процесса эстетического воспитания посвящены работы О.Н Апанасенко, С.М.Вишняковой, Б.С. Гершунского, А.В. Потемкина, в которых рассматриваются тесно связанные с концепцией эстетического воспитания такие понятия, как «эстетическое развитие», «эстетическое чувство», «эстетический вкус», «эстетическая оценка», «эстетический идеал».
Так, под эстетическим развитием в педагогической литературе понимается процесс формирования способности личности к эмоционально-образному восприятию и эстетического отношения к окружающей действительности. Под понятием «эстетическое чувство» в научной литературе имеется в виду способность к эмоционально-образной оценке человеком явлений природы и различных жизненных проявлений, которая формирует и развивает эстетический вкус.
О.Н. Апанасенко, исследуя выше обозначенные два родственных понятия – «эстетическое чувство» и «эстетический вкус» – выделяет в первом понятии как смыслообразующее ядро понятие отношения, т.е. способности личности к взаимодействию с природой и миром через ощущение их гармонии, через умение видеть прекрасное в окружающем мире, а во втором – способность к эмоционально-оценочному суждению, которое зависит от степени развития восприимчивости ума и общей культуры и которое вырабатывается у человека в течение всей жизни, а значит, подлежит воспитанию и развитию. Источником подобного развития, по мнению автора, выступает искусство, которое формирует эстетический вкус.
С понятием «эстетический вкус» тесно связана другая составляющая концепции эстетического воспитания, а именно: «эстетический идеал». По мнению И.П. Подласого, эстетический идеал – это образ красоты, существующий в сознании человека, его представление о прекрасном в реальной действительности. С понятием эстетического идеала исследователь связывает понятие эстетической оценки, под которой имеется в виду способность человека к эмоционально-оценочному аргументированному суждению о достоинствах и недостатках, о прекрасном и безобразном с ориентацией на эстетический идеал, который, в свою очередь, и есть эталон совершенства и абсолютной красоты. является ориентиром воплощения прекрасного в жизни. Б.С. Гершунский, определяя понятие «эстетическое суждение», также называет сущностной характеристикой этого понятия доказательность, обоснованность, аргументированность оценочного суждения явлений природы и общества. Опираясь на анализ философских, психологических и педагогических определений исследуемого понятия, мы рассматриваем эстетическое воспитание как целостный педагогический процесс, основанный на специально организуемой деятельности и направленный на развитие эстетической культуры и творческой активности личности.
Сущностные характеристики процесса эстетического воспитания как части эстетического образования личности определяют воспитательные задачи данного процесса, исследованию которого посвящены работы Н.И.Киященко, Г.С.Лабковской, Д.Б.Лихачева.
По мнению М.Д.Таборидзе, основными задачами эстетического воспитания выступают:
- развитие умений воспринимать, понимать и адекватно оценивать эстетику действительности,
- формирование и совершенствование эстетического сознания,
- развитие и совершенствование творческих способностей.
Б.Т. Лихачев, определяя основные педагогические задачи эстетического воспитания в соответствии с сущностными характеристиками, высказывает мнение о приоритетной задаче эстетического воспитания. Выделяя эстетические знания как базисную основу формирования эстетической культуры личности, исследователь констатирует: «Создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» есть первая и главная задача эстетического воспитания. Суть данной задачи заключается в том, что в процессе формирования основ эстетического мышления человека складывается система эстетических знаний в качестве базы дальнейшего личностного эстетического развития. В качестве основы системы эстетических знаний человека выступают эстетические понятия (эстетические категории) как механизмы эмоционально-образного восприятия действительности и отражения окружающего мира в сознании человека.
Анализируя сущность эстетических понятий и представлений как основу эстетических знаний, Г.С. Лабковская называет эстетические знания источником формирования эмоционально-чувственного опыта, который, в свою очередь, формирует эстетически творческую личность. Автор пишет: «Разносторонность и богатство знаний – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность».
Не менее важной педагогической задачей эстетического воспитания, исследователи называют задачу формирования культурообразующих личностных качеств личности, т.е. психологических свойств человека, позволяющих эмоционально воспринимать окружающую действительность, наслаждаться красотами природы, т.е. способность к эмпатии на основе полученных эстетических знаний. Из двух вышеназванных задач эстетического воспитания (задачи формирования эстетических знаний и задачи формирования эмоциональноценностных свойств) вытекает третья ключевая педагогическая задача – задача формирования творческой способности личности на основе развития творческой активности.
Таким образом, в свете понятийного аппарата, эстетическое воспитание определено как педагогический процесс формирования эстетической культуры личности, способностей восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве и жизни, а также процесс развития творческой активности. Структурными компонентами процесса эстетического воспитания и развития являются: когнитивный, эмоционально-оценочный и деятельностный.