ЭТАП РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ ХИМИИ
Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Рефлексия - это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В подобном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии - это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
На уроках химии можно использовать такие методики рефлексии:
«Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение
«Термометр»
Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.
Рефлексия в виде устного опроса
Мне как учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок.
Учащиеся должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:
- «Я узнал(а) много нового»;
- «Мне это пригодится в жизни»;
- «На уроке было над чем подумать»;
- «На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;
- «На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».
Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.
«Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю.
Корзина - всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
«Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой - для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …
«Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Деятельностная рефлексия (чему научился)
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
« Мишень»
Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора:
Моя деятельность.
Деятельность группы.
Деятельность класса.
Деятельность учителя.
Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.
«Лестница успеха»
Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Лист опроса»
«N» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«V» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«I» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил
«Ромашка Знаний»
Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу.
Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Ваш новый компьютер»
Материалы: по 4 разноцветные липкие бумажки, лист ватмана, на котором нарисованы контуры компьютера. Все детали компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышка) разного цвета, по цвету бумажек.
Проведение: учитель просит учеников подписать, а потом наклеить бумажки на разные части компьютера. «Монитор» - что увидел нового на уроке, «клавиатура» - чему научился, «процессор» - что понял, «мышка» - твоё настроение. По возможности всё зачитывается.
Эмоциональная или рефлексия настроения.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
«Солнышко»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Смайлики
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.
«Три лица»
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
«Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.
«Шкала настроения»
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая - в конце.
Рефлексивный прием «Незаконченное предложение»:
Учащимся нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Или можно предложить такую форму:
- на уроке я работал…
- своей работой на уроке я…
- урок для меня показался…
- за урок я…
- мое настроение…
- материал урока мне был…
Домашнее задание мне кажется:
- активно / пассивно
- доволен / не доволен
- коротким / длинным
- не устал / устал
- стало лучше / стало хуже
- понятен / не понятен
- полезен / бесполезен
- интересен / скучен
- легким / трудным
- интересно / не интересно
Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке
может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.
Индекс удовлетворенности:
- от 0 до 0,4 (не включая 0,4) - низкий;
- от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) - близкий к норме;
- от 0,6 и выше - высокий.
Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке - не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.
В рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает».
Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Заключение.
В заключении хочу сказать: перечисленные типы учебных заданий используются всеми нами. Но когда мы понимаем их методологическую сущность, когда мы придаем своим действиям вектор, направленный на развитие личности, это дает возможность быть встроенным в систему современных требований к процессу образования.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности - самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.