СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этап рефлексии на уроке химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Просмотр содержимого документа
«Этап рефлексии на уроке химии»

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ ХИМИИ



Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Рефлексия - это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

 В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

 Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В подобном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии - это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

На уроках химии можно использовать такие методики рефлексии:

«Одним словом»

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:

  1. Раздражение

  2. Злость

  3. Радость

  4. Равнодушие.

  5. Удовлетворение

  6. Вдохновение

  7. Скука.

  8. Тревога.

  9. Покой.

  10. Уверенность

  11. Неуверенность.

  12. Наслаждение

«Термометр»

Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

Рефлексия в виде устного опроса

Мне как учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок.

Учащиеся должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:

- «Я узнал(а) много нового»;

- «Мне это пригодится в жизни»;

- «На уроке было над чем подумать»;

- «На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;

- «На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».

Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.

«Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю.
Корзина - всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
«Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой - для меня это важно … / неважно …
указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …
«Плюс-минус-интересно».  
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Деятельностная рефлексия (чему научился)
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 
« Мишень»

Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора:
Моя деятельность.
Деятельность группы. 
Деятельность класса. 
Деятельность учителя.
Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.


«Лестница успеха»
Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;

верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Лист опроса»
«N» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«V» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«I»  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил

«Ромашка Знаний»
Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу.
Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет.
 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Ваш новый компьютер»
Материалы: по 4 разноцветные липкие бумажки, лист ватмана, на котором нарисованы контуры компьютера. Все детали компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышка) разного цвета, по цвету бумажек.
Проведение: учитель просит учеников подписать, а потом наклеить бумажки на разные части компьютера. «Монитор» - что увидел нового на уроке, «клавиатура» - чему научился, «процессор» - что понял, «мышка» - твоё настроение. По возможности всё зачитывается.
Эмоциональная или рефлексия настроения.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
«Солнышко»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
  Смайлики
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.

 «Три лица»
Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
«Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

«Шкала настроения»

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая - в конце.

Рефлексивный прием «Незаконченное предложение»:

Учащимся нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял задания…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я почувствовал, что…

- я приобрел…

- я научился…

- у меня получилось …

- я смог…

- я попробую…

- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось…

Или можно предложить такую форму:

- на уроке я работал…

- своей работой на уроке я…

- урок для меня показался…

- за урок я…

- мое настроение…

- материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется:

- активно / пассивно

- доволен / не доволен

- коротким / длинным

- не устал / устал

- стало лучше / стало хуже

- понятен / не понятен

- полезен / бесполезен

- интересен / скучен

- легким / трудным

- интересно / не интересно

Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке

может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.

Индекс удовлетворенности:

- от 0 до 0,4 (не включая 0,4) - низкий;

- от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) - близкий к норме;

- от 0,6 и выше - высокий.

Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке - не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.

В рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает».

Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Заключение.

В заключении хочу сказать: перечисленные типы учебных заданий используются всеми нами. Но когда мы понимаем их методологическую сущность, когда мы придаем своим действиям вектор, направленный на развитие личности, это дает возможность быть встроенным в систему современных требований к процессу образования.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности - самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!