Методические рекомендации по подготовке учащихся
к олимпиадам
Участие в олимпиадах сегодня, является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренным и способными детьми. Участие в олимпиадах для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и республиканские этапы олимпиады для школьников, что способствует выявлению учащихся, которые имеют интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам, а также с целью выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности. Сейчас роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Ребята, занявшие призовые места имеют преимущества при поступлении в престижные вузы.
Основная цель школьных олимпиад:
выявление способных, талантливых ребят,
развитие интереса учащихся к изучению предметов,
повышение интеллектуального уровня учащихся,
создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному предмету и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.
Задания по олимпиадам (по любому предмету) – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи.
Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаю следующие рекомендации учителям:
Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач.
Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.
Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.
Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо:
поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся, т.к. она является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.
Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия, подготовку нужно начинать с начальной школы, решая на уроках и задавая на дом нестандартные задачи, которые развивают учащихся. А потом продолжать работать с ними уже индивидуально.
Система подготовки участников олимпиад:
школьная подготовка по предмету;
дополнительное образование (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
Роль учителя в подготовке детей к олимпиадам огромна. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое. С помощью знаний учителя, умением правильно поставить перед учеником задачу, и после её решения вызвать чувство победы, желание познавать, развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически нестандартно мыслить поможет ребенку занять достойное место в обществе.