Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра» для 2 класса разработана на основе Рабочей программы факультатива «Этика: азбука добра» 1-4, утвержденной приказом МБОУ СОШ №16 №270 от 30 августа 2021 г.
Реализация факультативного курса «Этика: азбука добра» предполагается в рамках авторской программы внеурочно деятельности младших школьников И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».
В соответствии с Учебным планом годовой календарный график работы включает 34 учебных недели по 1 часу в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Фактически по календарно – тематическому планированию во 2 «А» классе 32 часа, во 2 «Б» классе – 34 часа. Во 2 «А» классе программа будет выполнена за счет уплотнения часов.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, а конкретизированы разделы путем разбивания на отдельные темы.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения:
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Этика: азбука добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
№ п/п | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Основные направления воспитательной деятельности, реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности) | Дата проведения |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | По плану | Фактически |
1 | Школьный этикет. Вот школа – дом, где мы живем | Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивание свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | Самостоятельно выделяют познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. | Получать навык в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. Контроль собственной деятельности по образцу. | Взаимодействовать с соседом по парте. | Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. | 07.09 | |
2 | Дисциплина в школе и классе | Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивание своего поведения и поведения окружающих (на уроке, на перемене). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно). | Взаимодействовать с соседом по парте. | Трудовое воспитание: 6осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда. | 14.09 | |
3 | Организация своего рабочего места | Усвоение понятий: урок, школа. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Планировать (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). | Приобретать опыт аргументировать свою позицию. | Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни. | 21.09 | |
4 | В библиотеке: люби книгу | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать свое поведение и поведение окружающих (на перемене). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Взаимодействие с соседом по парте. | Выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной. | 28.09 | |
5 | Книжкина больница | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать свое поведение и поведение окружающих (на перемене). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умение аргументировать свою позицию. | Приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. | 05.10 | |
6 | Твоя школа (творческая работа) | Оценивать свое поведение и поведение окружающих (в столовой). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Взаимодействие с соседом по парте. | Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни | 12.10 | |
7 | Твой класс (творческая работа) | Оценивание и воспроизведение поведения и поведения окружающих (в столовой). | Уметь добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию | Умение аргументировать свою позицию. | Приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. | 19.10 | |
8 | Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. | 26.10 | |
9 | Игра «Школьный этикет» | Оценивание своего поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене, с столовой, на школьном дворе). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение работать в парах | Понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи. | 09.11 | |
10 | Правила общения Внимательность к окружающим | Описывать сюжетную картинку (серию); оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | Осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | 16.11 | |
11 | Сопереживание, помощь друзьям | Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной). | 23.11 | |
12 | Дал слово – держи его | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Научится ориентироваться в знаниях о христианских добродетелях, анализировать нравственное поведение: на основе полученных нравственных эталонов, освоит лексику, необходимую для освоения понятий христианской культуры, оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы, включаться в творческую деятельность под руководством учителя | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. | 30.11 | |
13 | Диалоги со сверстниками | Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков. | Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение проявить самостоятельность и способность при выполнении работы. | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности. | 07.12 | |
14 | Доброжелательность в общении | Использовать в речи слова вежливости; Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение работать в парах. Уметь понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. | 14.12 | |
15 | Поступки твои и других (их оценка) | Сказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умение понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире. | 21.12 | |
16 | Правдивость, честность | Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве. | Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, | 11.01 | |
17 | Викторина «Правила общения» | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности. | 18.01 | |
18 | О трудолюбии Учусь все делать сам | Анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности. | 25.01 | |
20 | Взаимопомощь в школе | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | Уметь добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию | Учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, вести диалог, взаимный контроль. | Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. | 01.02 | |
21 | Взаимопомощь дома | Оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Активно используют математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач. | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности. | 08.02 | |
22 | Береги результаты труда | Анализировать свой распорядок дня, корректировать его; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умеют формулировать собственное мнение и позицию. Умеют понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. | 15.02 | |
23 | Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире. | 22.02 | |
24 | Делу – время, потехе – час | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | Осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края | 01.03 | |
25 | Труд кормит, а лень портит | Оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности. | 15.03 | |
26 | Культура внешнего вида Правила личной гигиены | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий | Приобретают опыт, аргументируют выбор своих действий. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества. | Уплотнение 22.03 | |
27 | Бережное отношение к своей одежде | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. | Умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач | Умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности | Осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками) | Ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. | |
28 | Правила опрятности и их значение для здоровья | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. | Анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления | Принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану | Учатся понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учатся конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире. | 05.04 | |
29 | Викторина «Культура внешнего вида» | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Взаимодействуют с соседом по парте, управляют поведением партнера, осуществляют контроль и проявляют самостоятельность и способность при выполнении работы. | Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. | 12.04 | |
30 | Внешкольный этикет Правила поведения в общественных местах | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости. | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности. | 19.04 | |
31 | Правила поведения в общественных местах | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свое мнение, присушиваться к мнению других. | Проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. | 26.04 | |
32 | Игра «Мы в магазине игрушек» | Использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах; | Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий. | Ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. | Уплотнение 17.05 |
33 | Бережное отношение к природе | Использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают | Принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | Приобретать опыт аргументировать выбор своих действий. Использовать возможность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Навыки участия в различных видах трудовой деятельности. | |
34 | Мы дети твои, дорогая Земля (творческая работа) | Создать условия для переживания чувства благодарности к планете Земля как к общему дому. Воспитывать стремление бережного отношения к природе. | Анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления | Принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану | Учатся понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учатся конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира. | 24.05 | |
№ п/п | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Основные направления воспитательной деятельности, реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности) | Дата |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | По плану | Факт. |
1 | Школьный этикет. Вот школа – дом, где мы живем | Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивание свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | Самостоятельно выделяют познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. | Получать навык в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. Контроль собственной деятельности по образцу. | Взаимодействовать с соседом по парте. | Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. | 02.09 | |
2 | Дисциплина в школе и классе | Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивание своего поведения и поведения окружающих (на уроке, на перемене). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно). | Взаимодействовать с соседом по парте. | Трудовое воспитание: 6осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда. | 09.09 | |
3 | Организация своего рабочего места | Усвоение понятий: урок, школа. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Планировать (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). | Приобретать опыт аргументировать свою позицию. | Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни. | 16.09 | |
4 | В библиотеке: люби книгу | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать свое поведение и поведение окружающих (на перемене). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Взаимодействие с соседом по парте. | Выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной. | 23.09 | |
5 | Книжкина больница | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать свое поведение и поведение окружающих (на перемене). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умение аргументировать свою позицию. | Приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. | 30.09 | |
6 | Твоя школа (творческая работа) | Оценивать свое поведение и поведение окружающих (в столовой). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Взаимодействие с соседом по парте. | Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни | 07.10 | |
7 | Твой класс (творческая работа) | Оценивание и воспроизведение поведения и поведения окружающих (в столовой). | Уметь добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию | Умение аргументировать свою позицию. | Приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. | 14.10 | |
8 | Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. | 21.10 | |
9 | Игра «Школьный этикет» | Оценивание своего поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене, с столовой, на школьном дворе). | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение работать в парах | Понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи. | 28.10 | |
10 | Правила общения Внимательность к окружающим | Описывать сюжетную картинку (серию); оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | Осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. | 11.11 | |
11 | Сопереживание, помощь друзьям | Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной). | 18.11 | |
12 | Дал слово – держи его | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Научится ориентироваться в знаниях о христианских добродетелях, анализировать нравственное поведение: на основе полученных нравственных эталонов, освоит лексику, необходимую для освоения понятий христианской культуры, оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы, включаться в творческую деятельность под руководством учителя | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. | 25.11 | |
13 | Диалоги со сверстниками | Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков. | Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение проявить самостоятельность и способность при выполнении работы. | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности. | 02.12 | |
14 | Доброжелательность в общении | Использовать в речи слова вежливости; Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение работать в парах. Уметь понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. | 09.12 | |
15 | Поступки твои и других (их оценка) | Сказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умение понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире. | 16.12 | |
16 | Правдивость, честность | Использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве. | Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, | 23.12 | |
17 | Викторина «Правила общения» | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности. | 13.01 | |
18 | О трудолюбии Учусь все делать сам | Анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности. | 20.01 | |
20 | Взаимопомощь в школе | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | Уметь добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию | Учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, вести диалог, взаимный контроль. | Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. | 27.01 | |
21 | Взаимопомощь дома | Оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Активно используют математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач. | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности. | 03.02 | |
22 | Береги результаты труда | Анализировать свой распорядок дня, корректировать его; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий. | Умеют формулировать собственное мнение и позицию. Умеют понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. | 10.02 | |
23 | Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире. | 17.02 | |
24 | Делу – время, потехе – час | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | Осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебных материалах. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края | 24.02 | |
25 | Труд кормит, а лень портит | Оценивать свои действия во время уроков, дежурств; | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности. | 03.03 | |
26 | Культура внешнего вида Правила личной гигиены | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий | Приобретают опыт, аргументируют выбор своих действий. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества. | 10.03 | |
27 | Бережное отношение к своей одежде | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. | Умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач | Умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности | Осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками) | Ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. | 17.03 | |
28 | Правила опрятности и их значение для здоровья | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. | Анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления | Принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану | Учатся понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учатся конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире. | 24.03 | |
29 | Викторина «Культура внешнего вида» | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Взаимодействуют с соседом по парте, управляют поведением партнера, осуществляют контроль и проявляют самостоятельность и способность при выполнении работы. | Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. | 07.04 | |
30 | Внешкольный этикет Правила поведения в общественных местах | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости. | Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности. | 14.04 | |
31 | Правила поведения в общественных местах | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразуют, структурируют, воспроизводят и применяют с учетом решаемых задач. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свое мнение, присушиваться к мнению других. | Проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам. | 21.04 | |
32 | Игра «Мы в магазине игрушек» | Использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах; | Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий. | Ведение диалога, взаимный контроль, формулировка. Учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. | 28.04 | |
33 | Бережное отношение к природе | Использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают | Принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану. | Приобретать опыт аргументировать выбор своих действий. Использовать возможность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Навыки участия в различных видах трудовой деятельности. | 05.05 | |
34 | Мы дети твои, дорогая Земля (творческая работа) | Создать условия для переживания чувства благодарности к планете Земля как к общему дому. Воспитывать стремление бережного отношения к природе. | Анализируют, сравнивают, классифицируют, и обобщают факты и явления | Принимают и сохраняют учебную задачу; действуют по плану | Учатся понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учатся конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира. | 12.05 | |