СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристические приёмы на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой обобщение опыта по теме "Эвристические приемы на уроках русского языка и литературы" за последние несколько лет работы. Наши вечные проблемы: как сделать уроки интереснее, а коммуникативные умения поднять на новый уровень - здесь рассматриваются довольно полно. Некоторые приёмы работы при создании текта универсальны, поэтому могут быть использованы не только на уроках русского языка. Приятного просмотра!

Просмотр содержимого документа
«Эвристические приёмы на уроках русского языка и литературы»

Эвристические приёмы на уроках русского языка и литературы в основной школе как одно из средств формирования коммуникативных ууд  Обобщение опыта Кирсановой М.И.

Эвристические приёмы на уроках русского языка и литературы в основной школе как одно из средств формирования коммуникативных ууд

Обобщение опыта Кирсановой М.И.

Возрастает потребность общества в людях, способных подходить творчески , нестандартно к решению насущных проблем, преодолевать их в быстро изменяющихся условиях самостоятельно . Анализ результатов ЕГЭ показал «отсутствие у экзаменуемых систематизированных знаний по культуре речи и низкий уровень развития творческих способностей ». ( См.http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471851127/russkiy_yazyk.pdf ).
  • Возрастает потребность общества в людях, способных подходить творчески , нестандартно к решению насущных проблем, преодолевать их в быстро изменяющихся условиях самостоятельно .
  • Анализ результатов ЕГЭ показал «отсутствие у экзаменуемых систематизированных знаний по культуре речи и низкий уровень развития творческих способностей ». ( См.http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1471851127/russkiy_yazyk.pdf ).
– формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся 5-8 классов посредством использования эвристических приёмов обучения на уроках  Задачи опыта: Включение в педагогическую практику активных форм и методов работы, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности.  Развитие способностей учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, решать нестандартные задачи , как в коллективных условиях, так и индивидуальных.  Создание условий для инициативного опробования и овладения разными формами речи , необходимыми для дальнейшей социализации учащихся.

– формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся 5-8 классов посредством использования эвристических приёмов обучения на уроках

Задачи опыта:

  • Включение в педагогическую практику активных форм и методов работы, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности.
  • Развитие способностей учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, решать нестандартные задачи , как в коллективных условиях, так и индивидуальных.
  • Создание условий для инициативного опробования и овладения разными формами речи , необходимыми для дальнейшей социализации учащихся.
Принципы использования эвристических приёмов регулярность применения актуальные для детей темы наличие образцов адресность редактирование

Принципы использования эвристических приёмов

  • регулярность применения
  • актуальные для детей темы
  • наличие образцов
  • адресность
  • редактирование
Педагогические средства, представленные в опыте: Брейнрайтинг Приём эмпатии  «Волшебные формулы»

Педагогические средства, представленные в опыте:

  • Брейнрайтинг
  • Приём эмпатии

  • «Волшебные формулы»
Методика проведения «б рейнрайтинга» 1 этап – генерация идей    2 этап – оценка и отбор

Методика проведения «б рейнрайтинга»

  • 1 этап – генерация идей
  • 2 этап – оценка и отбор
Брейнрайтинг гибок, и можно: регулировать время на один круг использовать символы, рисунки, знаки для выражения идей изменять количество участников от 4 до 8 всегда легко начать работу, удобно модерировать идеи – можно просто обвести их Бесценно, если соблюдено главное условие – молчание .

Брейнрайтинг гибок, и можно:

  • регулировать время на один круг
  • использовать символы, рисунки, знаки для выражения идей
  • изменять количество участников от 4 до 8
  • всегда легко начать работу, удобно модерировать идеи – можно просто обвести их

Бесценно, если соблюдено главное условие – молчание .

Брейнрайтинг развивает творческое и ассоциативное мышление Исчезает психологический барьер у детей, не готовых высказываться устно Приём применим и на этапе вхождения в новую тему, и для этапе закрепления материала
  • Брейнрайтинг развивает творческое и ассоциативное мышление
  • Исчезает психологический барьер у детей, не готовых высказываться устно
  • Приём применим и на этапе вхождения в новую тему, и для этапе закрепления материала
Минусы использования брейнрайтинга На втором этапе может произойти зацикливание на какой-либо идее При неудачном делении на группы возможно доминирование лидеров Практика показывает, что на уроках русского языка полный цикл использовать трудно: нехватка времени

Минусы использования брейнрайтинга

  • На втором этапе может произойти зацикливание на какой-либо идее
  • При неудачном делении на группы возможно доминирование лидеров
  • Практика показывает, что на уроках русского языка полный цикл использовать трудно: нехватка времени
Эмпатия…Приём или принцип?  Эмпатия – 1) способность войти в эмоциональное состояние другого лица,  2) субъективное приписывание реальному предмету своих собственных чувств, представлений и установок. ( Источник:

Эмпатия…Приём или принцип? Эмпатия – 1) способность войти в эмоциональное состояние другого лица, 2) субъективное приписывание реальному предмету своих собственных чувств, представлений и установок. ( Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)

  • Э. в рефлексии
  • Э. в пересказах
  • Э. в сочинении
«Прозвенел звонок. Мои одноклассники чувствуют ___, потому что ___. Я прав?»   «Утро хозяина», «Исповедь ручки», «Каникулы классного журнала» и др.  «Трудная жизнь числительных», «Как я стал королём» (Сочинение о глаголе), «Почему нас не любят?» (О словарных словах) Составление предложений о чувствах другого лица Написание миниатюр от лица предмета.  Правила: Не нарушаем композицию. Регламентируем объём и время работы Главное – не перечисление действий, а объяснение состояния. Тексты об абстрактных понятиях
  • «Прозвенел звонок. Мои одноклассники чувствуют ___, потому что ___. Я прав?»
  • «Утро хозяина», «Исповедь ручки», «Каникулы классного журнала» и др.
  • «Трудная жизнь числительных», «Как я стал королём» (Сочинение о глаголе), «Почему нас не любят?» (О словарных словах)
  • Составление предложений о чувствах другого лица
  • Написание миниатюр от лица предмета. Правила:

Не нарушаем композицию.

Регламентируем объём и время работы

Главное – не перечисление действий, а объяснение состояния.

  • Тексты об абстрактных понятиях
Плюсы и минусы приёма эмпатии  в работе над сочинениями Первые опыты подобных сочинений возможны уже в 5 классе Проблема объективного выставления оценок  Подготовка речевых клише или карточек для учащихся  Редактирование черновиков творческих работ требует больше времени, чем обычно Готовность учителя к импровизации Приём помогает проникнуть в авторский замысел изучаемых произведений, понять нравственную основу поступков героев Возможна работа в парах и группах

Плюсы и минусы приёма эмпатии в работе над сочинениями

  • Первые опыты подобных сочинений возможны уже в 5 классе
  • Проблема объективного выставления оценок
  • Подготовка речевых клише или карточек для учащихся
  • Редактирование черновиков творческих работ требует больше времени, чем обычно
  • Готовность учителя к импровизации
  • Приём помогает проникнуть в авторский замысел изучаемых произведений, понять нравственную основу поступков героев
  • Возможна работа в парах и группах
Лучшие работы учащихся, написанные с использованием приема эмпатии  2014-2015 уч.год Название мероприятия Уровень  «Юные журналисты России» X Всероссийский конкурс  «Сделано в Волгограде, известно в России» Название работы Городской конкурс сочинений  «Живые истории» Очерк «Город» Загинайко Е. Результат Участник Всероссийский открытый литературный конкурс Работа Е.Шаля «Сады Придонья»  «Моя Пасха» Победитель Рассказ Захаровой Т. «Встреча» Городской конкурс стихотворений и творческих работ  «Что бы я сделал, став мэром на один день» Творческий конкурс сочинений Волгоградской городской Думы Участник Литературный конкурс замещающих семей. Работа Гаспарян Е. «Светлый праздник» Сочинение Фатеевой К Призёр Региональный Победитель Сочинение Кирсанова Т. и Илларионовой П. Два победителя

Лучшие работы учащихся, написанные с использованием приема эмпатии 2014-2015 уч.год

Название мероприятия

Уровень

«Юные журналисты России»

X Всероссийский конкурс

«Сделано в Волгограде, известно в России»

Название работы

Городской конкурс сочинений

«Живые истории»

Очерк «Город» Загинайко Е.

Результат

Участник

Всероссийский открытый литературный конкурс

Работа Е.Шаля «Сады Придонья»

«Моя Пасха»

Победитель

Рассказ Захаровой Т. «Встреча»

Городской конкурс стихотворений и творческих работ

«Что бы я сделал, став мэром на один день»

Творческий конкурс сочинений Волгоградской городской Думы

Участник

Литературный конкурс замещающих семей.

Работа Гаспарян Е. «Светлый праздник»

Сочинение Фатеевой К

Призёр

Региональный

Победитель

Сочинение Кирсанова Т. и Илларионовой П.

Два победителя

2015-2016 уч.год Название мероприятия Уровень Всероссийский конкурс сочинений Название работы, участник Районный этап конкурса  «Базовые национальные ценности в творчестве» Детский литературный конкурс «Слово Пушкина, живущее в веках» Результат Работа Кнельц С. Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Слава Вам, грамоты нашей творцы!» Районный Работы Петровнина Е., Годун Е. Призер Участник Работа Приян Ю. IV открытый городской конкурс Областной конкурс юных журналистов  «Острое перо» Призер Работа Кирсанова Т. Районный и областной этапы «Сказка в новогоднюю ночь» Призёр Рецензия Ядыковой М. «Убитое детство», очерк Загинайко Е. «Моя улица», очерк Шаля Е. «Спартановка» V Международный детский литературный конкурс 3 победителя (в районе), Область - финалисты Работа Илларионовой П Лауреат

2015-2016 уч.год

Название мероприятия

Уровень

Всероссийский конкурс сочинений

Название работы, участник

Районный этап конкурса

«Базовые национальные ценности в творчестве»

Детский литературный конкурс «Слово Пушкина, живущее в веках»

Результат

Работа Кнельц С.

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества

«Слава Вам, грамоты нашей творцы!»

Районный

Работы Петровнина Е., Годун Е.

Призер

Участник

Работа Приян Ю.

IV открытый городской конкурс

Областной конкурс юных журналистов «Острое перо»

Призер

Работа Кирсанова Т.

Районный и областной этапы

«Сказка в новогоднюю ночь»

Призёр

Рецензия Ядыковой М. «Убитое детство»,

очерк Загинайко Е. «Моя улица», очерк Шаля Е. «Спартановка»

V Международный детский литературный конкурс

3 победителя (в районе),

Область - финалисты

Работа Илларионовой П

Лауреат

2016-2017 уч.год Название мероприятия Уровень Всероссийский конкурс сочинений Название работы, участник Региональный этап конкурса Конкурс сочинений «Моя любимая книга» «Возродим Русь святую!» Результат Работа Фастовой А. Районный этап «Семейно-родовая история как культурно-историческое явление» Межрегиональный творческий конкурс Сочинение Холодениной У. Участие Призер Работы Харькова Д. и Кирсанова Т. Городской конкурс эссе «Природа и мы» Победитель Призер Работа Гаспарян К. Всероссийский открытый конкурс творческих работ «Сказка в новогоднюю ночь» Участник Работа Лисиной А. V Международный детский литературный конкурс Призёр Работа Холодениной У Участник

2016-2017 уч.год

Название мероприятия

Уровень

Всероссийский конкурс сочинений

Название работы, участник

Региональный этап конкурса

Конкурс сочинений «Моя любимая книга»

«Возродим Русь святую!»

Результат

Работа Фастовой А.

Районный этап

«Семейно-родовая история как культурно-историческое явление»

Межрегиональный творческий конкурс

Сочинение Холодениной У.

Участие

Призер

Работы Харькова Д. и Кирсанова Т.

Городской конкурс эссе

«Природа и мы»

Победитель Призер

Работа Гаспарян К.

Всероссийский открытый конкурс творческих работ

«Сказка в новогоднюю ночь»

Участник

Работа Лисиной А.

V Международный детский литературный конкурс

Призёр

Работа Холодениной У

Участник

2017-2018 уч.год Название мероприятия Уровень Всероссийский конкурс сочинений Конкурс сочинений «Моя любимая книга» Название работы, участник Районный и региональный этап конкурса « Царицын-Сталинград-Волгоград» Районный и городской этапы Работы Фатеевой К. и Холодениной У. Результат Победитель и призёр( в районе), участники (регион) Сочинение Холодениной У. Региональный конкурс исследовательских работ «Сказка в новогоднюю ночь» Победитель (район), призер (город) Коллективная работа Петрова С., Щурововй В., Тимонина К. V Международный детский литературный конкурс Призёры Работа Холодениной У Лауреат

2017-2018 уч.год

Название мероприятия

Уровень

Всероссийский конкурс сочинений

Конкурс сочинений «Моя любимая книга»

Название работы, участник

Районный и региональный этап конкурса

« Царицын-Сталинград-Волгоград»

Районный и городской этапы

Работы Фатеевой К. и Холодениной У.

Результат

Победитель и призёр( в районе),

участники

(регион)

Сочинение Холодениной У.

Региональный конкурс исследовательских работ

«Сказка в новогоднюю ночь»

Победитель (район),

призер (город)

Коллективная работа Петрова С., Щурововй В., Тимонина К.

V Международный детский литературный конкурс

Призёры

Работа Холодениной У

Лауреат

Актуальны в современном мире бессистемной информации Это начало пути от миниатюры, лаконичного, но логично построенного ответа на вопрос к сочинению-рассуждению Прекрасный инструмент для тех, кто хочет научиться последовательно излагать свои мысли
  • Актуальны в современном мире бессистемной информации
  • Это начало пути от миниатюры, лаконичного, но логично построенного ответа на вопрос к сочинению-рассуждению
  • Прекрасный инструмент для тех, кто хочет научиться последовательно излагать свои мысли
Лучший урок.   Я считаю, что лучший урок – это урок английского. Почему, спросите вы меня? Да потому что здорово, когда можешь говорить на иностранном языке. Например, когда учитель включает нам английские смешные песенки или отрывки из радиопередач. И как радостно бывает, что ты почти всё понимаешь и даже можешь подпевать незнакомому английскому мальчику… Вот поэтому мне не хочется уходить из кабинета 23… Неужели вы меня не понимаете?  (Кочетов Н., 6 класс) Метапредметность Может быть основой и устного ответа, и письменной работы Эффективен при знакомстве с эссе На основе ПОПС-формулы учащиеся могут составить свои таблички с речевыми клише и использовать их на любых уроках

Лучший урок.

Я считаю, что лучший урок – это урок английского. Почему, спросите вы меня? Да потому что здорово, когда можешь говорить на иностранном языке. Например, когда учитель включает нам английские смешные песенки или отрывки из радиопередач. И как радостно бывает, что ты почти всё понимаешь и даже можешь подпевать незнакомому английскому мальчику… Вот поэтому мне не хочется уходить из кабинета 23… Неужели вы меня не понимаете?

(Кочетов Н., 6 класс)

  • Метапредметность
  • Может быть основой и устного ответа, и письменной работы
  • Эффективен при знакомстве с эссе
  • На основе ПОПС-формулы учащиеся могут составить свои таблички с речевыми клише и использовать их на любых уроках
Название представляет собой сокращение: Р(оль) – А(удитория) – Ф(орма) – Т(ема). Идея в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
  • Название представляет собой сокращение: Р(оль) – А(удитория) – Ф(орма) – Т(ема).
  • Идея в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.
  • Такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
формирует ряд универсальных коммуникативных и творческих умений и навыков учащихся : готовность к импровизации;  свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник);  анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру; формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах. большая предварительная работа учителя достаточно сложная контролируемость процесса  ограниченная возможность регламентации во времени
  • формирует ряд универсальных коммуникативных и творческих умений и навыков учащихся :
  • готовность к импровизации;
  • свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник);
  • анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру;
  • формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.
  • большая предварительная работа учителя
  • достаточно сложная контролируемость процесса
  • ограниченная возможность регламентации во времени
Работа, написанная в стратегии РАФТ ( фрагмент )  Человек, оглянись!  Прошу! Подумай, что ты натворил! Как можешь ты дышать воздухом, отравленным тобой же самим? Как можешь пить воду, в которую сливаешь нечистоты?  Услышь меня, Человек! Спаси меня, Человек! Ведь это твои дети рождаются больными. Это твои родители уходят раньше времени… Ты называешь себя венцом природы, считаешь совершенством, но так ли это? Загрязняя планету, ты ведешь войну сам с собой… Остановись сегодня, если хочешь, чтобы у тебя было Завтра… (Лисина Алина, 6 класс)

Работа, написанная в стратегии РАФТ ( фрагмент )

Человек, оглянись! Прошу! Подумай, что ты натворил!

Как можешь ты дышать воздухом, отравленным тобой же самим? Как можешь пить воду, в которую сливаешь нечистоты? Услышь меня, Человек!

Спаси меня, Человек! Ведь это твои дети рождаются больными. Это твои родители уходят раньше времени…

Ты называешь себя венцом природы, считаешь совершенством, но так ли это? Загрязняя планету, ты ведешь войну сам с собой…

Остановись сегодня, если хочешь, чтобы у тебя было Завтра…

(Лисина Алина, 6 класс)

Рекомендации последователям опыта  Мир эвристических приемов велик, и каждый день пополняется новыми. Сейчас мною изучаются, апробируются такие приемы: «бином фантазии», «аквариум активного слушания», «пять пальцев», «письменные практики» и др.  Понимаю, что не стоит увлекаться. Несмотря на то, что перечисленные приёмы способствуют формированию активной личности, личности творческой, коммуникативной, не всегда детская аудитория активно участвует в поиске идей.  Важно помнить о том, что в погоне за креативной формой урока мы бы не забывали о его содержании.

Рекомендации последователям опыта

Мир эвристических приемов велик, и каждый день пополняется новыми. Сейчас мною изучаются, апробируются такие приемы: «бином фантазии», «аквариум активного слушания», «пять пальцев», «письменные практики» и др.

Понимаю, что не стоит увлекаться. Несмотря на то, что перечисленные приёмы способствуют формированию активной личности, личности творческой, коммуникативной, не всегда детская аудитория активно участвует в поиске идей.

Важно помнить о том, что в погоне за креативной формой урока мы бы не забывали о его содержании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!