СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: Формирование представлений о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека. Формирование представлений о человеческих расах, их отличительных признаках. Изучение особенностей эволюции человека на современном этапе. Формирование толерантного отношения к представителям различных рас.

  • Образовательная:  Изучить движущие силы эволюции на пути становления человека, на основе знаний о критериях вида доказать единство происхождения человеческих рас.
  • Воспитательная: создать условия для формирования научного мировоззрения, устойчивого интереса к предмету, формирование сознательной дисциплины и норм поведения.
  • Развивающая:  способствовать развитию памяти, внимания, умению сравнивать, умения грамотно четко и точно выражать свои мысли

Просмотр содержимого документа
«Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе»

Факторы эволюции человека.

Человеческие расы.

Эволюция человека на современном этапе


Тип занятия : урок изучения нового материала

Вид занятия: комбинированное занятие

Цели и задачи урока: Формирование представлений о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека. Формирование представлений о человеческих расах, их отличительных признаках. Изучение особенностей эволюции человека на современном этапе. Формирование толерантного отношения к представителям различных рас.

  • Образовательная: Изучить движущие силы эволюции на пути становления человека, на основе знаний о критериях вида доказать единство происхождения человеческих рас.

  • Воспитательная: создать условия для формирования научного мировоззрения, устойчивого интереса к предмету, формирование сознательной дисциплины и норм поведения.

  • Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, умению сравнивать, умения грамотно четко и точно выражать свои мысли

Межпредметные связи: история, география, анатомия и физиология, генетика человека

Внутрипредметные связи: рост, развитие организмов, изменчивость, наследственность, мутации, взаимодействие генотипа и среды, приспособленность организмов, гены, признаки, движущие силы эволюции.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-репродуктивный

Оснащение занятия:

  • Методическая разработка для преподавателя.

  • Электронная презентация.

  • Дидактический материал: раздаточный материал, включающий рисунки, схемы и карты. Методическая разработка занятия

Планируемый результат (учащийся должен знать): Знать признаки рас, факторы эволюции человека, уметь объяснять формирование прямохождения, изменения объема головного мозга, формирование расовых признаков

Структура занятия

  • Организационный момент - 2 мин.

  • Проверка знаний прошлой темы - 6 мин.

  • Сообщение темы, цели, плана - 1 мин.

  • Изучение нового материала – 26 мин

  • Закрепление и контроль усвоения учебного материала - 5 мин.

  • Подведение итогов и домашнее задание - 3 мин.

  • Рефлексия - 2 мин.


Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка отсутствующих, степени готовности класса к уроку, наличие необходимых средств обучения

2. Проверка домашнего задания (один учащийся у доски, а остальные в тетрадях): Тест на выделение признаков, характерных австралопитеку, синантропу, неандертальцу и комментарий правильных ответов.

А) изготовление примитивных орудий труда; Б) изготовление более сложных орудий труда; В) умение поддерживать огонь; Г) умение добывать огонь; Д) объем мозга 1400 см3; Е) объем мозга 650 см3; Ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота; З) стихийная охота; И) первые признаки речи; К) прямохождение; Л) признаки социальных отношений; М) возникновение социальных отношений; Н) использование предметов.

Австралопитек

Синантроп

Неандерталец

а,к,н

а,в,д,к,и,л

Б,г,д,ж,м


  1. Мотивация и целеполагание

Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

• «Что такое расы?»

• «Как они формировались?»

• «Стоит ли делить людей по расовым признакам?»

В современных учебниках дается такое определение:

«Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками»

По морфологическим признакам традиционно выделяют три основные расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную.

Между представителями разных рас имеются и физиологические различия по таким параметрам, как интенсивность потоотделения, уровень холестерина в крови и др. Однако расы не различаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению конечностей. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети.

Как осуществился переход от неандертальца к типу современного человека?

Каковы были факторы, способствовавшие окончанию длительного процесса очеловечивания обезьян, совершавшегося под воздействием такого фактора, как труд?

На эти и другие вопросы мы должны будем с вами дать ответ на нашем уроке.

  1. Изучение нового материала по плану (рассказ учителя с использованием презентации):


1. Факторы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человечества

2. Человеческие расы.

3. Единство человеческих рас

Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. При этом особенности, ныне характеризующие человека и выделяющие его из животного царства, возникли не сразу и не одновременно, а на продолжении миллионов лет. Самым существенным этапом на пути развития человека разумного явилось возникновение трудовой деятельности, производства орудий труда, что стало поворотным моментом от истории биологической к истории социальной.

Своеобразие эволюции рода Homo в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют своё ведущее значение, уступая социальным факторам. Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, что приобрёл власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.


  1. Закрепление учебного материала: заполнение таблицы в тетради «Человеческие расы»

Раса

Признаки

Значение признаков

Место расселения

Негроидная

темный цвет кожи;

темные курчавые или волнистые волосы;

волосяной покров на теле  развит слабо; 

широкий и мало выступающий нос;

толстые губы;

темные глаза 

Защита организма от перегрева, ультрафиолетового излучения, увеличение теплоотдачи.

Центральная и Южная Африка

Монголоидная

смуглая или светлая кожа;

прямые, часто жесткие черные волосы;

волосяной покров на лице и теле развит слабо;

уплощенное широкое лицо с сильно выступающими скулами;

средняя ширина губ и носа;

узкие глаза с эпикантусом — складкой верхнего века, закрывающей внутренний угол глаза.

Защита организма от сильных ветров и пыльных бурь, ультрафиолетового излучения.

Азия (кроме Юго-Западной и п-ова Индостан), Север Евразии и Северной Америки 

Европеоидная

светлая или смуглая кожа;

прямые или волнистые волосы;

хорошо развит волосяной покров на лице у мужчин (борода и усы);

узкий выступающий нос;

тонкие губы

Уменьшение теплоотдачи, обеспечение проникновения в организм ультрафиолетовых лучей, необходимых для синтеза витамина Д.

Европа,

Северная Африка,

Юго-Западная Азия,

п-ов Индостан


Смешанные расы

  • метисы — смешение европеоидной и монголоидной расы;

  • мулаты — смешение негроидной и европеоидной расы;

  • самбо — смешение негроидной и американоидной расы;

  • мальгаши — смешение монголоидной и негроидной расы


Однако не все группы человечества можно разделить по 3-м основным стволам.

В первую очередь выпадают американские индейцы. По традиции их часто относят к монголоидам. Но эпикантус у взрослых индейцев редок, а лицо, с орлиным выступающим носом, профилировано так же, как у европеоидов. Вот почему выделяют отдельную расу америндов.

То же можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам. То есть, следует выделять не три, а пять основных рас.

Кроме того, каждый из стволов можно разделить на много группировок. Известно, что Южане, жители Южной Европы чаще всего брюнеты, среднего роста. А на Севере Европы обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди.

Разнородны и монголоиды, даже если исключить америндов. Внешность, например, вьетнамца отличается от внешности бурята, а китайца от киргиза.

Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли – пигмеи бассейна р. Конго (141 см в среднем у взрослых мужчин) и самые высокие, живущие у озера Чад (182 см). Австралоиды не менее разнообразны: иногда у них бывают курчавые волосы, цвет кожи, профилированность лица и другие признаки варьируют не менее сильно.

В результате антропологи выделяют несколько десятков человеческих рас – так называемых рас второго и третьего порядка. Существуют контактные группы (например, 45 млн. населения России относится к переходному европеоидно-монголоидному типу).

Можно сказать, что сейчас, в эпоху интенсивных контактов между народами и отмирания расовых предрассудков, практически нет «чистых» рас.


Домашнее задание: Выучить конспект по теме, дополнительно прочитать текст учебника и ответить на вопросы после параграфа 53, подготовить сообщения о представителях различных рас, достигших успехов в различных областях науки, спорта, искусства.


Рефлексия: Что получилось на уроке….?

Мне не удалось на уроке…?

Какие моменты темы были не понятны….?

Дома мне необходимо еще раз прочитать…?

Особенно интересным оказался материал о….?