Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «ГЕУЛА»
Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск , 357500, ул.1 Линия, 42,
тел/факс (8793) 31-12-06 _____________________________
Утверждаю
Директор ЧОУ СОШ ГЕУЛА
г. Пятигорска
_________________Р.Н.Шалумова
«Информатика вокруг нас»
5-6 класс
Пятигорск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………………3
направленность программы
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
отличительные особенности
возраст детей
формы и режим занятий
2. Раздел II. Содержание программы………………………………………………5
объем программы (часы)
цели, задачи
нормативные сроки освоения программы
планируемые результаты
организационно-методические условия
3. Раздел III. Календарный учебный график…………………………………….9
4. Раздел IV. Учебный план……………………………………………………….10
5. Раздел V. Рабочая программа. (учебно-тематический план)…………...……11
6. Раздел VI. Оценочные материалы……………………………………………..14
7. Раздел VII. Список литературы………………………………………….…….15
Раздел I. Пояснительная записка.
Программа – модифицированная.
Направленность программы – научно - техническая.
Новизна программы.
Программа содержит дополнительный изучаемый материал, значительно расширяет возможности формирования навыков работы на компьютере, изучения проектной деятельности с использованием информационных технологий. Специфика занятий кружка состоит в том, что они строятся на – предметно-практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Актуальность программы.
При обычном обучении информатики, информационные технологии изучаются очень мало и поздно, и учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир информационных технологий, что важно для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и обучающихся. Программа носит инновационный характер в рамках школы, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности школьника, изучении специфики развития его мышления и других психических процессов в условиях компьютеризированной
игровой и учебной деятельности.
Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.
Педагогическая целесообразность
В представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного, расширить мировоззрение учащихся, повысить предметные и межпредметные знания и умения, подготовки учащихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, конкурсах.
Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный в программе основного курса информатики, материал систематизирован, доступно и логично излагается, направлен на практику применения ИКТ и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях созданы структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы с 10 до12 лет.
Формы и режим занятий.
Используются три основные формы обучения:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;
дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по глобальной сети, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах.
Режим занятий – среда, 2 часа по 45 минут.
Раздел II. Содержание программы.
Объем программы – 72 часа.
Цель программы:
воспитание и развитие познавательной активности обучающихся в области информационных технологий.
Задачи программы:
Развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес обучающихся;
Быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
Получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
Принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;
Повышать интерес школьников в области информатики.
Освоение и систематизация знаний информационных технологий;
Овладение умениями использовать информационные технологии в создании разнообразной информации;
Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения олимпиадных задач.
Нормативный срок освоение программы – 1 год.
Планируемые результаты.
умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Организационно – методические условия.
Аппаратные средства
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Принтер (лазерный)
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки,
микрофон)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
Сканер
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы.
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Образовательные ресурсы сети Интернет
http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)
http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома
«Первое сентября»)
http://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и
образование»)
http://www.olimpiads.ru (Олимпиадная информатика)
http://test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по
информационным технологиям (Центр компьютерного обучения
«Специалист»)
http://tests.academy.ru (Онлайн тестирование по информационным
технологиям (проект учебного центра «Сетевая академия»))
http://www.axel.nm.ru/prog (Преподавание информатики в школе)
http://teormin.ifmo.ru (Теоретический минимум по информатике)
http://www.junior.ru/wwwexam/ (Тесты по информатике и
информационным технологиям. Центр образования «Юниор»)
Методика.
Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов.
Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.
Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность;
последовательность, систематичность обучения и воспитания;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, учащиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с ИКТ. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.
Раздел III. Календарный учебный график.
I полугодие.
МЕСЯЦЫ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ |
НЕДЕЛИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
ЧАСЫ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
II полугодие.
МЕСЯЦЫ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
НЕДЕЛИ | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
ЧАСЫ | 2А | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2А | 2А |
18 неделя – промежуточная аттестация.
35,36 недели – итоговая аттестация.
Раздел IV. Учебный план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Формы контроля |
Теор. | Семинар | Прак. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | | 1 | Зачет |
2 | Компьютер и программное обеспечение | 6 | 3 | | 3 | Тестирование |
3 | Обработка текстовой информации | 16 | 8 | | 8 | Проект «Информационный бюллетень» |
4 | Обработка графической информации | 10 | 4 | 2 (П/А) | 4 | Защита мини проекта (тема по выбору обучающегося) |
5 | Мультимедиа. | 18 | 9 | | 9 | Презентация |
6 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 14 | 7 | | 7 | Зачет |
7 | Обобщающий урок по всему курсу «КИТ» | 2 | 2 | | | |
8 | Итоговая аттестация | 4 | | 4 (И/А) | | Защита итогового проекта. |
ИТОГО | 72 | 34 | 6 | 32 | |
П/А – промежуточная аттестация.
И/А – итоговая аттестация
Раздел V. Рабочая программа «КИТ»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Корр. |
Всего | Теор. | Прак. |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | | |
1.1 1.2 | Цели изучения курса. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Зачет по ТБ. Практическая работа: клавиатурный тренажер | 2 | 1 | 1 | 07.09 | |
2. | Компьютер и программное обеспечение | 6 | 3 | 3 | | |
2.1 2.2 | Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода, вывода информации, оперативная и долговременная память). Практическая работа: Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, понимание сигналов о готовности и неполадке. | 2 | 1 | 1 | 14.09 | |
2.3 2.4 | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Практическая работа: изучение ПО компьютера. | 2 | 1 | 1 | 21.09 | |
2.5 2.6 | Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Практическая работа: Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы. Планирование собственного информационного пространства (создание папок). Тест по теме №2. | 2 | 1 | 1 | 28.10 | |
3. | Обработка текстовой информации | 16 | 8 | 8 | | |
3.1 3.2 | Создание документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы. Практическая работа: «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма. Создание документа посредством квалифицированного клавиатурного письма. | 2 | 1 | 1 | 05.10 | |
3.3 3.4 | Редактирование текста: перемещение, поиск, автозамена, проверка правописания, расстановка переносов, использование Тезауруса. Практическая работа: Создание и редактирование документа. | 2 | 1 | 1 | 12.10 | |
| № п/п | Тема | Количество часов | Дата | Корр |
| Всего | Теор. | Практ |
| 3.5 3.6 | Форматирование текста: параметры шрифта, абзаца, разработка и использование стилей, включение таблиц, формул, иллюстраций. Практическая работа: Форматирование документа. | 2 | 1 | 1 | 19.10 | |
| 3.7 3.8 | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов ( по выбору учащегося из электронной библиотеки) | 2 | 1 | 1 | 26.10 | |
| 3.9 3.10 | Печать документа: настройка параметров печати. Настройка WORD: назначение пользовательских сочетаний клавиш, настройка панелей команд) | 2 | 1 | 1 | 02.11 | |
| 3.11 3.12 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Организация групповой работы над проектом. | 2 | 1 | 1 | 09.11 | |
| 3.13 3.14 | Что следует публиковать в СМИ. Работа журналистов и редакторов. Макет информационного бюллетеня. Практическая работа: работа над проектом. | 2 | 1 | 1 | 16.11 | |
| 3.15 3.16 | Подготовка и демонстрация информационных бюллетеней. Проект «Информационный бюллетень» | 2 | 1 | 1 | 23.11 | |
| 4 | Обработка графической информации | 10 | 4 | 4 | | |
| 4.1 4.2 4.3 4.4 | Растровая и векторная графика. Практическая работа: Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования. | 4 | 2 | 2 | 30.11. 07.12 | |
| 4.5 4.6 | Интерфейс графических редакторов. Практическая работа: Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов. Геометрические преобразования. | 2 | 1 | 1 | 14.12 | |
| 4.7 4.8 | Рисунки и фотографии. Практическая работа: ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Форматы графических файлов. Практическая работа: сканирование графических изображений. | 2 | 1 | 1 | 21.12 28.12 | |
| № п/п | Тема | Количество часов | Дата | Корр |
| Всего | Теор | Сем. | Прак |
| 4.9 4.10 | Промежуточная аттестация. Защита мини проекта на тему (по выбору учащихся) | 2 | | 2 | | 11.01 | |
| 5 | Мультимедиа | 18 | 9 | | 9 | | |
| 5.1 5.2 | Знакомство с программой PowerPoint | 2 | 1 | | 1 | 18.01 | |
| 5.3 5.4 | Работа со слайдами и создание макрокоманд | 2 | 1 | | 1 | 25.02 | |
| 5.5 5.6 | Текст в презентации и добавление объектов | 2 | 1 | | 1 | 01.02 | |
| 5.7 5.8 | Работа с изображениями, видео и звуком | 2 | 1 | | 1 | 08.02 | |
| 5.9 5.10 | Эффекты анимации к объектам на слайд | 2 | 1 | | 1 | 15.02 | |
| 5.11 5.12 | Анимация текста и эффекты смены слайдов | 2 | 1 | | 1 | 22.02 | |
| 5.13 5.14 | Показ презентаций и работа с Интернет | 2 | 1 | | 1 | 01.03 | |
| 5.15 5.16 5.17 5.18 | Контрольная практическая работа по теме «Мультимедийные технологии» Создание интерактивной презентации (по выбору учащихся) | 4 | 2 | | 2 | 15.03 22.03 | |
| 6. | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 14 | 7 | | 7 | | |
| 6.1 6.2 | Интерфейс MS Excel 2010: лента управления и ее вкладки, вкладка-меню «Файл», панель быстрого доступа и масштаб, книги и листы, ячейки, столбцы и строки. | 2 | 1 | | 1 | 29.03 | |
| 6.3 6.4 | Редактирование данных: ввод, поиск и замена, типы данных, сортировка и фильтры. | 2 | 1 | | 1 | 05.04 | |
| 6.5 6.6 | Форматирование данных: выравнивание данных, вставка ячеек, строк, столбцов, форматирование строк и столбцов, шрифт, границы, заливка. | 2 | 1 | | 1 | 12.04 | |
| 6.7 6.8 | Работа с формулами: ввод, копирование и вставка, мастер функций. | 2 | 1 | | 1 | 19.04 | |
| 6.9 6.10 | Иллюстрационный материал: вставка и форматирование изображений, создание диаграмм, инфокривые. | 2 | 1 | | 1 | 26.04 | |
| 6.11 6.12 | Рецензирование и печать документов: подготовка, предварительный просмотр, электронная публикация документа. | 2 | 1 | | 1 | 03.05 | |
| 6.13 6.14 | Зачет по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | 2 | 1 | | 1 | 10.05 | |
| 8. | Обобщающий урок по всему курсу «КИТ» | 2 | 2 | | | 17.05 | |
| 7. | Итоговая аттестация. | 4 | | 4 | | | |
| 7.1 7.2 | Защита итогового проекта. | 2 | | 2 | | 24.05 | |
| 7.3 7.4 | Защита итогового проекта. | 2 | | 2 | | 31.05 | |
| | ИТОГО | 72 | 34 | 6 | 32 | | |
Раздел VI. Оценочные материалы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.
Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:
1-й уровень – низкий; воспроизводящий (репродуктивный) – предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.
2-й уровень – средний; конструктивный - предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;
3-йуровень – высокий; творческий - предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.
При организации контроля за знаниями и умениями обучающихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Каждому учащемуся или группе учащихся должно быть предложено разработать проект из различных предметных областей.
Раздел VII. Список литературы.
Для учителя | Для обучающегося |
Примерная программа по информатике и ИКТ для основного общего образования (2004 г). Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 класс /составитель М.Н.Бородин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 5 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 6 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014. Златопольский Д.М. Занимательная информатика : учебное пособие. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Обучающий диск «PowerPoint» Обучающий диск « MS EXCEL 2010» Обучающий диск « MS WORD 2000» Методическое пособие «Электронные таблицы Microsoft Excel. Теория и практика»: Москва, «Центр образования, 2010 | Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 5 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 6 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014. Обучающий диск «PowerPoint» Обучающий диск « MS EXCEL 2010» Обучающий диск « MS WORD 2000» Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов. Microsoft Word 2000 /Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов, - Саратов: Лицей, 2003» Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в Microsoft Word 2000 /Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К. Информатика. Практикум. – Саратов: Лицей, 2004 |