Просмотр содержимого документа
«Факультатив по математике 1 класс»
ПРОГРАММА
факультатива «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Пояснительная записка
Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Но это же ещё точная и «нудная» наука. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы факультатива желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Факультатив создается при участии всего класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цели и задачи:
Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений.
Учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развить необходимые вычислительные навыки.
Учить применять математические знания и представления для решения учебных задач, развивать опыт применять математические знания в повседневных ситуациях.
Учить составлять числовое выражение и находить его значение.
Учить распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
Развивать логическое мышление, зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, умение отстаивать свою точку зрения.
Тематическое планирование занятий разработано на 1 год (33ч) . Занятия сопровождаются выполнением практических заданий по теме, решение занимательных и логических задач, упражнений на смекалку, проведение игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1час в неделю. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность, творческие работы
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятий | Всего часов | Дата | Примечание |
1 | Что значит занимательная математика | 1 | 07.09 | |
2 | Математика - это интересно | 1 | 14.09 | |
3 | Графические диктанты | 1 | 21.09 | |
4 | Математические горки | 1 | 28.09 | |
5 | Числовые головоломки | 1 | 05.10 | |
6 | Что лишнее | 1 | 12.10 | |
7 | Задачи на смекалку | 1 | 19.10 | |
8 | Волшебная линейка. | 1 | 26.10 | |
9 | Лего - конструкторы | 1 | 09.11 | |
10 | Числовые раскраски | 1 | 16.11 | |
11 | Единицы времени | 1 | 23.11 | |
12 | Задания на смекалку | 1 | 30.11 | |
13 | Возникновение денег . Игра « Магазин» | 1 | 07.12 | |
14 | Конструирование узоров из геометрических фигур | 1 | 14.12 | |
15 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | 21.12 | |
16 | Весёлая геометрия. Конструирование фигур. | 1 | 28.12 | |
17 | Математические игры | 1 | 11.01 | |
18 | Логические задания с числами и цифрами ( цепочки) | 1 | 18.01 | |
19 | Конструирование фигур из счётных палочек | 1 | 25.01 | |
20 | Математические задачи в стихах | 1 | 01.02 | |
21 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты) | 1 | 15.02 | |
22 | Математические кроссворды | 1 | 22.02 | |
23 | «Спичечный конструктор» | 1 | 01.03 | |
24 | Задачи - смекалки | 1 | 08.03 | |
25 | Математические ребусы | 1 | 15.03 | |
26 | Математическая викторина « Узнай меня» | 1 | 05.04 | |
27 | Рисование предметов по точкам | 1 | 12.04 | |
28 | Задания найди сходства и различия | 1 | 19.04 | |
29 | Конструирование предметов по точкам | 1 | 26.04 | |
30 | Игра « Весёлый счёт» | 1 | 03.05 | |
31 | Логические задания с числами и цифрами (закономерности). | 1 | 10.05 | |
32 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 17.05 | |
33 | Итоговое занятие. Тест. | 1 | 24.05 | |
| Всего часов | 33 | | |
Список литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.: ВАКО,2008
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс /сост. Е.В.Языканова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен»,2010.
Сухин ИГ Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М : ВАКО.2007
Узорова О.В. Познавательный задачник по математике : 1-4-й кл./М: АСТ: Астрель,2007
6