ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса факультатива "Информатика" рассчитана учащихся 10-11 классов.
Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе.
Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.
Цели изучения курса:
"Общекультурная" цель - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью "культурного ландшафта" среды обитания современного человека и формирование мировоззрения ребенка;
"Технологическая" цель - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
Коррекционная цель, способствует развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);
"Общепедагогическая", определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой "педагогической культуры", - т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.
Изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.). Факультативный курс «Информатика» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Основная задача курса:
приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре;
использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.
На факультативных занятиях учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. На изучение курса отводится по 1 часу в неделю. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.
Курс состоит из трех разделов:
Обучение работе на компьютере;
Компьютер - основной инструмент подготовки текстов.
Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
учебный план;
примерные учебные программы по информатике;
методические разработки и рекомендации;
индивидуальные задания;
тестовые тематические задания;
занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
традиционное обучение;
развивающее обучение;
личностно-ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
дидактические игры;
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
комбинированный урок;
урок-практикум;
творческая лаборатория;
урок-демонстрация;
урок-игра;
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Формой проверки знаний являются практические занятия, лабораторно-практические работы.
Ожидаемые результаты:
учащиеся будут уметь:
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1. | Введение. Техника безопасности в кабинете информатики и при работе за ПК. | 1 | | |
2. | Основное устройство персонального компьютера. | 1 | | |
3. | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. | 1 | | |
4. 5. | Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажёр. | 2 | | |
6. | Клавиши быстрого перемещения по тексту. Функцииклавиш Enter, Delete, Backspase. Работа с фрагментами текста. | 1 | | |
7. | Объекты текстового документа и их параметры. | 1 | | |
8. | Создание и редактирование текстового документа. | 1 | | |
9. | Способы выделения объектов текстового документа. | 1 | | |
10. 11. | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры. | 2 | | |
12. 13. | Редактирование текстового документа. | 2 | | |
14. 15. | Форматирование текста. | 2 | | |
16. 17. | Оформление текста в виде таблицы. | 2 | | |
18. 19. | Редактирование и форматирование таблиц. | 2 | | |
20. 21. | Включение в текстовый документ графических объектов. | 2 | | |
22. 23. | Применение списков в документе. | 2 | | |
24. 25. | Создание колонок в документе. | 2 | | |
26. 27. | Вставка в документ символов, формул. | 2 | | |
28. | Подготовка текстового документа к печати. Сохранение документа на внешние носители информации. | 1 | | |
29. | Печать объявлений, заявлений. | 1 | | |
30. 31. | Оформление приглашений. | 1 | | |
32. 33. | Практическая работа. «Создание текстового документа». | 2 | | |
34. | Игры на развитие внимания, мышления. | 1 | | |
35. | Итоговое занятие. | 1 | | |