СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Федеральный государственный общеобразовательный стандарт НОО»


«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»


Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного

процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с

требованиями ФГОС НОО.

Задачи:

 дать представление о том, что такое ФГОС;

 в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям

преимущества деятельностного подхода в обучении;

 познакомить родителей с формами организации внеурочной

деятельности обучающихся и её содержанием;

 показать родителям важную сущность ученического портфолио, как

средства оценивания учащихся.

Оборудование:

чистые листы – по количеству участников собрания;

листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;

наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка –

по количеству групп;

клей-карандаш – по количеству групп;

мини-презентация для организации самоконтроля и самооценки деятельности

по итогам работы групп.

Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)

В собрании принимают участие представители администрации ОУ.


Ход собрания

1. Приветственное слово учителя.

- Здравствуйте! Я очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание, потому что нас единая цель – вырастить наших детей добрыми, порядочными и самодостаточными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме.

Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

2. Введение в тему собрания.

- Знакома ли вам эта аббревиатура? Давайте попробуем её вместе

расшифровать.

(выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на слайде).

С 2011 года начался переход начальной школы на образовательные

стандарты второго поколения.


По каким причинам и для чего был принят Стандарт?


Современные дети значительно отличаются от детей 5-10 лет назад. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказывают существенное влияние на формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Но информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию.


Система образования должна в полной мере использовать новые возможности —информационный потенциал Интернета, различные дистанционные

формы обучения и др.


2. Современные дети относительно мало читают. Телевидение и видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения. Они не могут произвести смысловой анализ текстов различных жанров, неспособны сформировать внутренний план действий. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка

читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.


3. Начальная школа должна учитывать, что для школьника этого возраста

весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком

быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере

создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе.


Вымывание ведущей деятельности ребёнка(игровой) происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Результат этого — трудности в обучении.


4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности

(терпимости) и др.

5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего

XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

3.Как Вы думаете, что такое образовательный стандарт?

- Действительно, в предыдущей версии определение стандарта было

таким: «Стандарт – это требования к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе. Главное отличие новых стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что

ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред

его морально-психологическому состоянию.


В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою

учебную деятельность, ставить перед собой цели и задачи, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание, анализировать и оценивать свою деятельность.


Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как

общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты

образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента

поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор

между родителями, директором учреждения и руководителем

муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой

стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком

уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия

ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше

обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное

образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также

содействует родителям и учащимся в получении образования в

необходимой форме.

ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели:

вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе

освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их

добывать и ими пользоваться.

В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов,

ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

4. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы

- Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у

вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с

новыми стандартами.

( вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый

стандарт? каким станет ребёнок к концу обучения? не отразится ли это на

его здоровье, не будет ли перегрузок? сохранится ли то лучшее, что было в

прежнем образовании? и т.д.)

- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию

школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет

выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию

им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте,

пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он

должен быть по вашему мнению.

Каждая группа получает слова-качества:

УМНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

СТАРАТЕЛЬНЫЙ

АКТИВНЫЙ

ЗДОРОВЫЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

ГОТОВЫЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

УВАЖАЕТ ВЗРОСЛЫХ

ВЕЖЛИВЫЙ

ВОСПИТАННЫЙ

ПАТРИОТ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ и др.

- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас

много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по

окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?

(ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться

некомпетентным, ошибиться и т.д.)

- Действительно, каждый из вас почувствовал себя как минимум

некомфортно. А вместе с тем в такую ситуацию вы часто попадали, когда

учились в школе, и никому из нас не хотелось бы, чтобы подобные эмоции

испытывал ребёнок на уроках. Согласны?

Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного

по-другому, работая в группе.

У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные

качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те

качества, которыми по-вашему должен обладать выпускник начальной

школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке

возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз.

Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все,

определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли

вопросы?

(родители выполняют задание в группах)

-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.

(планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие

качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются

суждения родителей, их точка зрения)


5. Соотнесение результатов работы групп с образцом

- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет

выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его

составить, работала большая группа ученых, изучались статистические

данные, потребности и запросы. Ведь стандарт – это социальная норма,

реализующая общественный договор между обществом, государством и

семьёй. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника

начальной школы:

1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;

2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4. владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и

окружающих образа жизни.

( выясняем, что ваши предположения во многом совпадают)


6. Введение понятия «системно-деятельностный подход»

- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, он лежит в основенового стандарта :

Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное

напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной

успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.


7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности

обучающихся и её содержанием.

Добиться требуемых образовательных результатов и удовлетворения от

учёбы только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия после уроков (внеурочную деятельность).


Набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не

отличается от привычной программы начальных классов — математика,

русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный

(немецкий), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство,

технология и физическая культура. Во второй половине дня будет

организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям

развития личности.

Для обучающихся первых классов в нашей школе развиваются следующие

направления внеурочной деятельности:

1. спортивно-оздоровительное,

2. художественно-эстетическое,

3. научно-познавательное,

4. здоровьесберегающее,

5. проектная деятельность


8.Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как «портфолио», т. е «портфель достижений»

9. Подведение итогов собрания: обратная связь.

Родителям предлагается ответить на вопросы (можно в форме анкеты):

Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?

Была ли информация, предложенная на собрании полезна,

актуальна, интересна?

Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой

деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?

(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с

родителями)