АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174
комбинированного вида»
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Вид работы: ответ на вопросы модуля «Дошкольная педагогика»
Курс профессиональной переподготовки
«Психолого-педагогическое образование.
Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»
Выполнила:
Могильная Светлана Валерьевна
воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 174 комбинированного вида»
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Кузь Н.А., к.п.н., доцент.
Новосибирск 2019 г.
Содержание
Основные вопросы семейного воспитания 3
Цели и задачи сотрудничества детского сада и семьи 5
Личностные качества педагога дошкольного учреждения 7
Основные вопросы семейного воспитания.
Определяя основные вопросы семейного воспитания, следует дать определение семье как социальному институту, который влияет на все стороны жизни ребенка, с ним связаны все его социальные действия.
Семья – малая социальная группа, в которой члены связаны брачными или родственными узами, едиными для них нормами поведения и морали. Именно в семье создаются оптимальные условия для развития ребенка, передаются опыт создания семьи и отношения к старшим. Родители становятся первыми педагогами, формируют его социальное «Я».
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи под влиянием наследственности и биологического здоровья детей и родителей, материального и социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к ребенку. Данная система имеет преемственный характер, так как, вырастая, ребенок сам становится родителем и привносит в воспитание уже своих детей опыт прошлых поколений.
Среди вопросов семейного воспитания можно выделить:
культуру семейных отношений, стиль поведения родителей и детей. Так, например, авторитарный стиль ведет за собой формирование низкой самооценки у ребенка и нервного перенапряжения. Демократический стиль и отсутствие физических наказаний определяет такие свойства характера, как открытость, готовность сопереживать, гуманность;
влияние семейного уклада на ребенка и последовательность его социальных выборов в зависимости от возрастных периодов (младенчество, детство, дошкольник, школьник, подросток и так далее). Здесь основным вопросом семейного воспитания является научение социальным навыкам детей в зависимости от возраста. В младенчестве – это навыки овладения своим телом, в детстве – это основные правила гигиены, принципы общения со сверстниками и взрослыми. Для дошкольника главными становятся подготовка к «школьной жизни» и развитие личностных умений ребенка;
самообразование и готовность обучаться родителей, их совместная работа с образовательными учреждениями. В процессе воспитания старшему поколению необходимо постоянно обращаться к теоретическим основам и методам образования. Большую роль играет личный пример родителей в определенных ситуациях и возможность их обсуждения с ребенком «на равных». Очень важен и авторитет родителей, и семейные традиции (хобби);
влияние внешних воздействий, условий и обстоятельств на формирование внутрисемейных отношений.
Таким образом, основным показателем эффективности и оправданности методов воспитания, принятых в конкретной семье, можно назвать готовность подрастающей личности к взрослению, преодолению возникающих жизненных трудностей, эмоциональное и физическое здоровье ребенка.
Цели и задачи сотрудничества детского сада и семьи.
В законе «Об образовании» сказано, что родители являются первыми педагогами детей. Они стараются заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Немаловажную роль играет сотрудничество дошкольного учреждения образования и семьи.
Основным критерием развития дошкольного образования в современном мире становится качество образования, зависит оно от компетентности воспитателя и педагогической культуры родителей, а также от взаимодействия ДОУ и семьи. Создание наилучших условий образования ребенка при соблюдении его интересов, удовлетворение запросов родителей – вот только некоторые аспекты, определяющие качество образования в детском саду. При этом встает необходимость вовлечения родителей в деятельность детского сада, совместной работы над адаптивными программами дошкольного обучения. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании личности, они не должны самоустраняться от образовательного процесса, не должны перекладывать ответственность на педагогов. Воспитатели профессионально подготовлены не только к обучению детей, но и к сотрудничеству с его родителями. Родителям можно помочь, установив партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия ради развития детей. Создание атмосферы взаимопонимания, взаимоподдержки, помощь в педагогическом умении родителей, поддержка их собственных знаний – вот основные задачи совместной работы детского сада и семьи.
В современном мире возникают все новые проблемы реализации семейного воспитания: экономические кризисы, психологическая усталость, ухудшение экологии и, соответственно, здоровья детей и взрослых. Их решением, корректировкой их влияния на ребенка может и должен заниматься детский сад. Часто родители возлагают большие надежды на воспитателей и развивающую среду дошкольного учреждения, почти полностью устраняясь от образовательного процесса. Однако, многие детские сады, вводят в практику не просто анкетирование и диагностика семей воспитанников, но и обучение родителей методам успешного воспитания в ходе семейных посещений, если таковые необходимы. Конкурсы поделок также способны подтолкнуть к соревнованию некоторых родителей.
Если действовать независимо друг от друга, незаинтересованно в совместных результатах, невозможно достичь формирования положительных привычек, навыков успешного социального поведения. Стоит также определять, в решении каких задач воспитания сильнее семейное воспитание, а в каких – детский сад (половое воспитание, развитие спортивных качеств).
3.Личностные качества педагога дошкольного учреждения
Воспитатель детского сада становится для дошкольника общим образом взрослого, моделью мира, в котором он будет расти в дальнейшем. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Поэтому не только профессиональные, но и личностные качества имеют непосредственное значение для процесса воспитания.
Педагог немыслим без таких качеств, как доброжелательность, моральная устойчивость, способность к сопереживанию, чувство такта, сдержанность, коммуникабельность. Кроме того, немаловажны для воспитателя организаторские способности и умение быстро принимать решение, а также психологическая устойчивость и интуиция.
Есть еще один нюанс, так называемые, soft skills («мягкие», «гибкие» навыки) - комплекс надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешную социализацию. Это собирательный термин, подразумевающий варианты поведения, которые помогают людям работать в любой сфере. В основном, под soft skills подразумевают хорошие манеры и черты личности, которые позволяют строить хорошие отношения и ежедневно взаимодействовать с людьми.
Например, навык эффективного общения может быть присущ человеку с рождения, а может быть развит вместе с базовыми педагогическими навыками. Это значит, что кроме умения преподавать, подавать информацию, педагог должен уметь слушать, строить и поддерживать отношения с родителями воспитанников, вести «переговоры», вести презентации и самопрезентации. Работа с родителями важна для передачи дошкольникам умения работать в команде.
Еще одним надпрофессиональным качеством педагога становится умение работать в команде, а именно, нацеленность на результат, умение слышать коллег, эмпатия. Это влияет на рейтинг образовательного учреждения, а затем и на рейтинг педагога.
В последние годы очень важным для педагога, даже для педагога дошкольного учреждения становится умение работать с цифровыми технологиями, учитывать влияние технологий на воспитательный процесс, включать их в работу.
Еще одним личностным качеством, необходимым для успешной и результативной работы считается умение управлять собой (self-managment) – управление собственными эмоциями, управление стрессом, тайм-менеджмент, саморазвитие. Еще одно название подобного навыка – эмоциональный интеллект.
Для педагога немаловажным становится не только наличие подобных качеств, но и их развитие у своих воспитанников. Потому как, современный мир меняется быстро и улавливать его тенденции становится необходимым для качественной социализации детей.
Итак, педагог, обладающий подобными навыками, становится примером для детей, совершенствуясь вместе с ними, помогая решать взрослые ситуации, находить выход из повседневных конфликтов. Ребенок, находясь в обучении, усваивает данную линию поведения, учится гибкости, умению находить компромиссы.
7