СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Философия образования "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философия образования – это «исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем»

Просмотр содержимого документа
«"Философия образования "»

философия образования и науки Философия образования – это «исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем»

философия образования и науки

Философия образования – это «исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем»

Термин «философия образования» возник в первой четверти XX века, а становление философии образования, как самостоятельной дисциплины, произошло во второй половине ХХ в. Философия образования исследует образовательное знание на его стыке с философии ей, анализирует основания педагогической деятельности и образования, их цели и идеалы, методологию педагогического знания, создание новых образовательных институций и систем. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в не разрывном единстве.

Термин «философия образования» возник в первой четверти XX века, а становление философии образования, как самостоятельной дисциплины, произошло во второй половине ХХ в.

Философия образования исследует образовательное знание на его стыке с философии ей, анализирует основания педагогической деятельности и образования, их цели и идеалы, методологию педагогического знания, создание новых образовательных институций и систем. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в не разрывном единстве.

В свою очередь, образование – это процесс формирования и непрерывного развития личностных и личностно - профессиональных качеств человека. Образование является результатом процессов обучения и воспитания, т.е. педагогики. Под воспитанием понимается целенаправленное создание условий для развития, обучения и образования человека, а под обучением понимается процесс овладения знаниями, умениями, навыками и т. п

В свою очередь, образование – это процесс формирования и непрерывного развития личностных и личностно - профессиональных качеств человека. Образование является результатом процессов обучения и воспитания, т.е. педагогики.

Под воспитанием понимается целенаправленное создание условий для развития, обучения и образования человека, а под обучением понимается процесс овладения знаниями, умениями, навыками и т. п

Сегодня философия образования в России осуществляет мониторинг за быстро меняющимися системами ценностей и целей образования, поиск путей решения проблем обра зования, обсуждение оснований образования, которые должны создавать условия как для развития человека во всех сторонах его жизни, так и общества в его личностном измерении.

Сегодня философия образования в России осуществляет мониторинг за быстро меняющимися системами ценностей и целей образования, поиск путей решения проблем обра зования, обсуждение оснований образования, которые должны создавать условия как для развития человека во всех сторонах его жизни, так и общества в его личностном измерении.

Объектом изучения философии образования предстает само образование как единая система, как объект. Но философия образования изучает этот объект со своих позиций, свою сторону образования, свой предмет. Каков он? Мы представим философию образования в виде системы - набора нескольких базовых элементов с указанием основного, базового отношения между этими элементами.

Объектом изучения философии образования предстает само образование как единая система, как объект. Но философия образования изучает этот объект со своих позиций, свою сторону образования, свой предмет. Каков он? Мы представим философию образования в виде системы - набора нескольких базовых элементов с указанием основного, базового отношения между этими элементами.

Образование как социальный институт, как система, как целостный объект изучается теорий образования - эдукологией (лат. educo - воспитание, образование; греч. logos - слово, учение). У объекта «образование», как и у любого другого объекта вообще, есть много сторон, явлений, элементов, ракурсов, срезов, отношений с другими объектами и т.д., называемых предметами этого объекта: социология образования, экономика образования, педагогика, дидактика, теории и методики обучения конкретным дисциплинам (частные методики) и пр. Таким образом, предметом философии образования является система, базисными элементами которой являются элементы:  Человек, Образование, Общество, Государство.

Образование как социальный институт, как система, как целостный объект изучается теорий образования - эдукологией (лат. educo - воспитание, образование; греч. logos - слово, учение). У объекта «образование», как и у любого другого объекта вообще, есть много сторон, явлений, элементов, ракурсов, срезов, отношений с другими объектами и т.д., называемых предметами этого объекта: социология образования, экономика образования, педагогика, дидактика, теории и методики обучения конкретным дисциплинам (частные методики) и пр. Таким образом, предметом философии образования является система, базисными элементами которой являются элементы:  Человек, Образование, Общество, Государство.

 Предмет философии образования - это система «Человек - Образование - Общество - Государство» с базисным отношением «трансляция культуры». Из сказанного, в частности, вытекает, что важнейшими подсистемами предмета философии образования являются все его подсистемы, содержащие элемент «образование»: «Человек - Образование», «Образование - Общество», «Образование - Государство», «Человек - Образование - Общество», «Человек - Образование - Государство», «Образование - Общество - Государство». Эти подсистемы задают один из возможных способов тематизации проблематики философии образования. Отсюда видно, что уже первичная оценка проблематики философии образования выделяет две основополагающие проблемы: первая - место и роль образования в жизни человека; вторая - место и роль образования в жизни общества и государства.

Предмет философии образования - это система «Человек - Образование - Общество - Государство» с базисным отношением «трансляция культуры».

Из сказанного, в частности, вытекает, что важнейшими подсистемами предмета философии образования являются все его подсистемы, содержащие элемент «образование»: «Человек - Образование», «Образование - Общество», «Образование - Государство», «Человек - Образование - Общество», «Человек - Образование - Государство», «Образование - Общество - Государство». Эти подсистемы задают один из возможных способов тематизации проблематики философии образования. Отсюда видно, что уже первичная оценка проблематики философии образования выделяет две основополагающие проблемы: первая - место и роль образования в жизни человека; вторая - место и роль образования в жизни общества и государства.

При таком подходе предмет философии образования обязательно включает в себя  человека  в качестве одного из элементов. Очевидно, два других элемента - это собственно  образование  как социальный институт общества и само  общество . Наконец, и конституирование образования в социальный институт, и его функционирование невозможно без  государства   (даже в его архаичных формах), как основного нормирующего элемента.

При таком подходе предмет философии образования обязательно включает в себя  человека  в качестве одного из элементов. Очевидно, два других элемента - это собственно  образование  как социальный институт общества и само  общество . Наконец, и конституирование образования в социальный институт, и его функционирование невозможно без  государства   (даже в его архаичных формах), как основного нормирующего элемента.

Предмет философии образования можно артикулировать содержательно: философия образования вычленяет и изучает предельные, глубинные основания функционирования образования. Это поиск ответов и сами ответы на вопросы : почему, зачем  (детерминанты, движущие силы, цели и функции образования),  чему  (содержание образования),  кто  (учитель),  как  (средства, методы, технологии образования),  где, в каких формах  (образовательные учреждения, уровни образования и т.д.) происходит, проводится, протекает образование человека.

Предмет философии образования можно артикулировать содержательно: философия образования вычленяет и изучает предельные, глубинные основания функционирования образования. Это поиск ответов и сами ответы на вопросы : почему, зачем  (детерминанты, движущие силы, цели и функции образования),  чему  (содержание образования),  кто  (учитель),  как  (средства, методы, технологии образования),  где, в каких формах  (образовательные учреждения, уровни образования и т.д.) происходит, проводится, протекает образование человека.

В фокусе внимания философии образования неизбежно оказываются проблемы: способностей и потребностей человека ( почему, зачем ); соотношение педагогической деятельности в обществе с другими типами деятельности ( учитель, ученик ); социальное и политическое бытие образования ( где, в каких формах ); связи и отграничения общего и профессионального образования; философское содержание базовых концептов образования (таких, например, как образование, обучение, воспитание); учитель и учебный предмет в системе образования ( содержание ); философские основания методов и средств образования; эдукогенез и его модели и т.д.

В фокусе внимания философии образования неизбежно оказываются проблемы: способностей и потребностей человека ( почему, зачем ); соотношение педагогической деятельности в обществе с другими типами деятельности ( учитель, ученик ); социальное и политическое бытие образования ( где, в каких формах ); связи и отграничения общего и профессионального образования; философское содержание базовых концептов образования (таких, например, как образование, обучение, воспитание); учитель и учебный предмет в системе образования ( содержание ); философские основания методов и средств образования; эдукогенез и его модели и т.д.

Функций философии :  гносеологическая, методологическая, аксиологическая и праксиологическая функции. Гносеологическая функция философии образования реализована в философском осмыслении системы образования в обществе: детерминанты возникновения, структура, движущие силы и т.д. Методологическая функция обнаруживает философский статус методов исследования, принципов, используемых в теории образования, педагогике и т. д.: наблюдение, педагогический эксперимент, философский анализ оснований методов воспитания, обучения и т. д.

Функций философии :  гносеологическая, методологическая, аксиологическая и праксиологическая функции.

Гносеологическая функция философии образования реализована в философском осмыслении системы образования в обществе: детерминанты возникновения, структура, движущие силы и т.д.

Методологическая функция обнаруживает философский статус методов исследования, принципов, используемых в теории образования, педагогике и т. д.: наблюдение, педагогический эксперимент, философский анализ оснований методов воспитания, обучения и т. д.

Человек не только познает образование, но и старается его преобразовать (изменить, заменить) в соответствии с целями, задаваемыми образовательным идеалом. Отношение к преобразованию образования (возможность, необходимость, целесообразность, границы и т. д.) задает праксиологическую функцию философии образования (выражением праксиологической функции философии образования является, например, понятие реформы образования).

Человек не только познает образование, но и старается его преобразовать (изменить, заменить) в соответствии с целями, задаваемыми образовательным идеалом. Отношение к преобразованию образования (возможность, необходимость, целесообразность, границы и т. д.) задает праксиологическую функцию философии образования (выражением праксиологической функции философии образования является, например, понятие реформы образования).