Лекция № 12 «Философские воззрения на мир.»
Способы познания мира:
мифологический
Миф (в переводе с греч.)- сказание, предание
-о богах
-о героях
- о конце света. Эсхатология- учение о конце света.
-о происхождении человека и мира
Особенности мифологического сознания:
- воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов
- в причинах явлений видели действие целенаправленных сил (Бог, сглаз)
-восприятие времени через периоды жизни человека
-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил
религиозный
философский
научный
Философия (в переводе с греч.) — любовь к мудрости
Философия- наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.
Основной вопрос философии:
1.что первично - бытие или мышление, природа или сознание.
Материалисты - первично бытие
Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Формы материи:
-вещественная
-полевая ( электричество)
Идеалисты - первично сознание
а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)
б) субъективные - первичны человеческие ощущения ( Беркли)
познаваем ли мир
Когнитивные оптимисты - да
Агностики - нет ( Кант)
Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Диалектика – учение о развитии.
Законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Закон отрицания отрицания.
Античные философы.
Платон.
Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития (Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.
Тимократия- форма правления, при котором власть принадлежит честолюбцам.
Идеал - аристократическое государство.
Идеальное государство справедливого неравенства:
Аристотель.
« Платон мне друг, но истина дороже»
Ввёл понятия демократия и гражданин.
Называл правильными формами правления: монархию, аристократию (власть нескольких лучших), демократию
Неправильные формы правления: тирания (выгоды одного), олигархия (выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).
Меринтократия - власть, основанная на заслугах.
Идеальное государство справедливого неравенства:
Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.
Сократ.
« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».
Цицерон.
Ввел понятие индивид. Сторонник республики.
Эпикур.
Смысл жизни - в получении удовольствия. Причина страданий - страсти, страх. Результат правильной жизни - атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.
Средневековые философы.
Теология - средневековая философия, основанная на богословии.
Августин Аврелий.
Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».
Фома Аквинский.
Схоластик. Схоластика - средневековая философия, основанная на богословии.
Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.
Философы нового времени.
Бэкон.
Представитель рационализма. « Разум не есть вера»
Декарт- представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».
Оккам- реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания - вера.
Гоббс.
Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.
Локк.
« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.
Монтескье.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь - Ратцель.
Макиавелли.
« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».
Макиавеллизм - политика, основанная на культе насилия и безнравственности.
Вольтер.
Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» (о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум - основной критерий прогресса.
Руссо.
« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора. Считал,что естественное неравенство ведет к имущественному, а имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых. Выдвинул лозунг « Назад к природе».
Смит.
В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:
-частная собственность
-невмешательство государства в экономику
-свобода для предпринимательства
3 основных класса, которые различал по источникам дохода:
-буржуазия-прибыль
-земельные собственники - рента
-рабочие - зарплата
Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.
Дидро.
Энциклопедист. Идеальное государство - просвещённая монархия.
Рикардо.
Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода - стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.
Социалисты-утописты.
Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.
Мор. « Утопия»
Кампанелла. « Город солнца».
Фурье. Фаланги.
Сен-Симон. Разделение на праздных собственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)
Оуэн. Община в США « Новая гармония».
Кант.
Основатель агностицизма- учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.
Маркс.
Основатель теории об общественно — экономической формации.
ОЭФ - исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.
Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил- люди и средства производства ( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений- отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения - базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба - движущая сила истории.
Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».
Коммунизм- труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.
Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.
« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости - разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.
Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.
Плеханов. Бернштейн.
Основатели ревизионизма - учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.
Гэлбрейт.
Основоположник технократизма. Техника - движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.
Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.
Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека - обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.
Ницше.
Жизнь - различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посредственным.
Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.
Милбрас.
Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.
Инглхарт.
Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.
Сартори.
Селективная полиархия- власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».
Истон, Дойч,Алмонд.
Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).
Валлерстайн. Общество как основная форма объединения людей. Представлял общество в виде кругов входящих друг в друга.
Минисистема. Кровное родство, короткий срок существования. Однородная структура первобытного сообщества.
Мировые империи. Централизованная власть. Культурное разнообразие. Бюрократический аппарат.
Мировые экономики. Пересечение политических границ. Развитие торговли и обмена.
Миросистема. Разделение стран на центр - высокоразвитые, периферия (отсталые), полупериферия (бывший социалистический лагерь).
Вернадский.
Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.
Соловьев.
Идея Софии-души мира. Смысл существования человека - через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад - всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.
Бердяев.
Основа-свобода и творчество.
Кондратьев.
Теория экономических циклов.
Западники.
Славянофилы.
Богданов.
Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.