СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философские воззрения на мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы познания мира:

  1. мифологический

Миф (в переводе с  греч.)- сказание, предание

-о богах

-о героях

- о конце света. Эсхатология- учение о конце света.

-о происхождении человека и мира

Особенности мифологического сознания:

- воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

- в причинах явлений видели действие целенаправленных сил (Бог, сглаз)

 -восприятие времени через периоды жизни человека

 -восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

  1. религиозный
  2. философский
  3. научный

Философия (в переводе с  греч.) — любовь к мудрости

Просмотр содержимого документа
«Философские воззрения на мир»

Лекция № 12 «Философские воззрения на мир.»


Способы познания мира:

  1. мифологический

Миф (в переводе с греч.)- сказание, предание

-о богах

-о героях

- о конце света. Эсхатология- учение о конце света.

-о происхождении человека и мира

Особенности мифологического сознания:

- воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

- в причинах явлений видели действие целенаправленных сил (Бог, сглаз)

-восприятие времени через периоды жизни человека

-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

  1. религиозный

  2. философский

  3. научный

Философия (в переводе с греч.) — любовь к мудрости

Философия- наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Основной вопрос философии:

1.что первично - бытие или мышление, природа или сознание.

Материалисты - первично бытие

Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Формы материи:

-вещественная

-полевая ( электричество)

Идеалисты - первично сознание

а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)

б) субъективные - первичны человеческие ощущения ( Беркли)

  1. познаваем ли мир

Когнитивные оптимисты - да

Агностики - нет ( Кант)

Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Диалектика – учение о развитии.

Законы диалектики:

    1. Закон единства и борьбы противоположностей.

    2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    3. Закон отрицания отрицания.


Античные философы.

Платон.

Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития (Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.

Тимократия- форма правления, при котором власть принадлежит честолюбцам.

Идеал - аристократическое государство.

Идеальное государство справедливого неравенства:

  • философы ( мудрые)

  • воины (храбрые)

  • крестьяне и ремесленники ( умеренные, производители благ)


Аристотель.

« Платон мне друг, но истина дороже»

Ввёл понятия демократия и гражданин.

Называл правильными формами правления: монархию, аристократию (власть нескольких лучших), демократию

Неправильные формы правления: тирания (выгоды одного), олигархия (выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).

Меринтократия - власть, основанная на заслугах.

Идеальное государство справедливого неравенства:

  • богатые ( плутократия - приобретают состояние противоестественным способом)

  • средние слои

  • бедные-граждане второй категории

Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

Сократ.

« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

Цицерон.

Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

Эпикур.

Смысл жизни - в получении удовольствия. Причина страданий - страсти, страх. Результат правильной жизни - атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.

Средневековые философы.

Теология - средневековая философия, основанная на богословии.

Августин Аврелий.

Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

Фома Аквинский.

Схоластик. Схоластика - средневековая философия, основанная на богословии.

Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

Философы нового времени.

Бэкон.

Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

Декарт- представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

Оккам- реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания - вера.

Гоббс.

Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

Локк.

« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

Монтескье.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь - Ратцель.

Макиавелли.

« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

Макиавеллизм - политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

Вольтер.

Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» (о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум - основной критерий прогресса.

Руссо.

« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора. Считал,что естественное неравенство ведет к имущественному, а имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых. Выдвинул лозунг « Назад к природе».

Смит.

В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

-частная собственность

-невмешательство государства в экономику

-свобода для предпринимательства

3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

-буржуазия-прибыль

-земельные собственники - рента

-рабочие - зарплата

Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.

Дидро.

Энциклопедист. Идеальное государство - просвещённая монархия.

Рикардо.

Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода - стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

Социалисты-утописты.

Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

Мор. « Утопия»

Кампанелла. « Город солнца».

Фурье. Фаланги.

Сен-Симон. Разделение на праздных собственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)

Оуэн. Община в США « Новая гармония».

Кант.

Основатель агностицизма- учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

Маркс.

Основатель теории об общественно — экономической формации.

ОЭФ - исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил- люди и средства производства ( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений- отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения - базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба - движущая сила истории.

Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

Коммунизм- труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.

« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости - разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

Плеханов. Бернштейн.

Основатели ревизионизма - учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

Гэлбрейт.

Основоположник технократизма. Техника - движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.

Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.

Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека - обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

Ницше.

Жизнь - различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посредственным.

Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

Милбрас.

Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

Инглхарт.

Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

Сартори.

Селективная полиархия- власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

Истон, Дойч,Алмонд.

Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).

Валлерстайн. Общество как основная форма объединения людей. Представлял общество в виде кругов входящих друг в друга.

Минисистема. Кровное родство, короткий срок существования. Однородная структура первобытного сообщества.

Мировые империи. Централизованная власть. Культурное разнообразие. Бюрократический аппарат.

Мировые экономики. Пересечение политических границ. Развитие торговли и обмена.

Миросистема. Разделение стран на центр - высокоразвитые, периферия (отсталые), полупериферия (бывший социалистический лагерь).

Вернадский.

Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

Соловьев.

Идея Софии-души мира. Смысл существования человека - через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад - всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

Бердяев.

Основа-свобода и творчество.

Кондратьев.

Теория экономических циклов.

Западники.

Славянофилы.

Богданов.

Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!