СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой лучший урок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная эпоха характеризуется процессом становления и развития новой гуманистической парадигмы в философии и теории образования. Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманистического образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира помещается человек. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось»

Просмотр содержимого документа
«Мой лучший урок»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципальное образование

Крымский район






Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2016 – 2017 учебном году




Урок на тему: «Развитие координации на уроке

классического танца»







Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Быканова Елена владимировна





Крымск, 2016 г.

Пояснительная записка


Современная эпоха характеризуется процессом становления и развития новой гуманистической парадигмы в философии и теории образования. Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманистического образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира помещается человек. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей, и, как следствие, эти процессы глубоко раскололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивида и форм осуществления учебной деятельности; неразрешенность проблем самопознания, самоопределения личности.

Фокус проблем сегодняшнего образовательного учреждения находится не в области таких, казалось бы, первичных факторов, как качество и количество (стандарты) знаний, а в способности образовательного учреждения научить учащегося воспринимать окружающий мир во всей его сложности и сформировать такие жизненно важные установки в структуре личности, обладатель которых сможет быть успешным в социальной реальности.

Решение проблемы развития личности можно искать на основе культурологического подхода, используя все уже известные в педагогике интегративные показатели, одновременно разрабатывая новые интеграции разных показателей, оценивающих личностное развитие. Современные потребности общества, личности, отдельных социальных групп в образовании требуют дополнить культурологический подход развития личности компетентностным и личностно-ориентированным подходами. Анализ указанных подходов, соотнесение их друг с другом показали, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Воспитанию культуры высоких общественных чувств, становлению духовного мира личности признано помочь искусство, которое воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание с помощью специфических средств, помогает преодолеть внутреннею дисгармонию, воспринять общечеловеческие ценности.

Искусство является одним из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, интеграции этого знания; накопления, хранения и передачи от поколения к поколению всей совокупности опыта человечества, а главное – системы ценностей, на основе которых живет и развивается человек. Проектируя воображаемый мир человека, искусство акцентирует внимание людей на этических и эстетических проблемах, которые актуализируются в художественном произведении.

Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у человека привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Предмет хореографии способствует гармоничному развитию человека, формирует фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость.

Хореография является одним из действенных средств, позволяющих развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это важно тогда, когда закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Классический танец является стержнем, на основе которого развивались и другие танцы. Он наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку. Классический танец – это главное средство в обучении танцовщика любого профиля, в развитии его двигательного аппарата.

Направление данной работы – дополнительное образование (хореография).

Тема урока: «Развитие координации на уроке классического танца». Урок представлен для группы детей первого года обучения, возрастом от 7 до 8 лет. В группе занимаются 17 человек.

Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы: 144 часа.

Режим занятий – 4 часа в неделю (по 40 мин.) – 2 занятия по 2 часа.















Тема урока: «Развитие координации на уроке классического танца».

Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторения и отработки пройденных движений.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Задачи урока:

Образовательные:
– закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
– развитие осмысленного исполнения движений;
– развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Развивающие:
– развитие координации движений;
– укрепление опорно-двигательного аппарата;
– развитие выносливости и постановки дыхания;

– повышение уровня психофизических качеств обучающихся (воля, внимание, память);
– психологическое раскрепощение учащихся.

Воспитательные:
– формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
– формирование чувства ответственности;
– активизация творческих способностей;
– умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Основные методы работы:
– наглядный (практический показ);
– словесный (объяснение, беседа);

– метод упражнения (многократное, сознательное повторение практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.
– игровой (игровая форма подачи материала).

Средства обучения:
– музыкальный инструмент (пианино);
– музыкальный центр (ТСО);
– коврики;

– станок;

– зеркала.

Педагогические технологии:
– игровая технология;
– здоровье сберегающая технология;
– личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Межпредметные связи:
– гимнастика;
– слушание музыки.

План урока


Вводная часть урока (5 мин.)
вход в танцевальный зал;
– поклон педагогу и концертмейстеру;
– обозначение темы и цели урока;
– беседа о значении координации в классическом танце.

Подготовительная часть урока (10 мин.)
– разминка по кругу и на середине зала.

Основная часть урока (55 мин.)
– Par terre;

– повторение основных понятий классического танца (вопрос-ответ);

– Exercice у станка;
– повторение изученных движений на середине зала, упражнения на координацию;
– танцевальная композиция «Шалунишки».

Заключительная часть урока (10 мин.)
– игра «Зеркало»;
– основное построение для выхода из зала;
– поклон педагогу и концертмейстеру;
– выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.


Конспект урока


Вводная часть урока

• Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
• Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
• Обозначение темы и цели урока.
• Рассказ о значении координации в классическом танце.

Танец – это вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Особенности искусства танца в том, сто содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека.

Среди двигательных функций особое значение имеет координация движений. Различают три основных вида координации – нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация – это процесс согласования эффекторных нервных процессов (команд), приводящий в конкретных условиях к решению двигательной задачи.

С помощью нервной системы и другими путями в организме передаются сигналы (информации), которые служат для управления, сигналы объединяются, синтезируются, образуя так называемые "чувства". Это могут быть чувства ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

Мышечная координация – это процесс согласования напряжения мышц, силы тяги которых приложены к звеньям тела. Мышечная координация определяется нервной координацией, но и зависит от многих других причин. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела.

Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующей решению конкретной задачи в конкретных условиях. Это согласование движений есть следствие и мышечной, и нервной координации, зависящее от них, но не полностью.

Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует координации.
Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками.

Подготовительная часть

  • Дети выстраиваются в круг и исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4:
    – танцевальный шаг с носка;

– шаги на скошенных стопах наружу («медведи») и вовнутрь;
– шаги на полупальцах,;
– шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);
– подскоки;
– бег взахлест;
– высокий бег («лошадки»);
– шаги в приседании («уточки»);
– прыжки на двух ногах («зайцы»).
В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.

  • Обучающиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке и исполняют разминку на середине зала:

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

  • упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

  • упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Основная часть урока

  • Дети берут и раскладывают коврики на свои места – Par terre:

  • упражнения сидя на коврике включают в себя следующие упражнения: тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Часики», «Книжечка»;

  • упражнения, лежа на спине: «Иголочка», «Перевернутый столик», «Летучие мышки», «Велосипед», «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик»;

  • упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка»;

  • упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик» и подготовка к шпагатам.

  • Собрав коврики и став в три линии в шахматном порядке обучающиеся отвечают на вопросы (повторение основных понятий классического танца):

  • Что такое экзерсис (Exercice)?

  • Сколько позиций ног в классическом танце?

  • Сколько позиций рук в классическом танце?

  • Как звучит приседание на французском языке?

  • Exercice у станка:

  • Постановка корпуса по I,II и III позиции ног;

  • Выполнение комбинации demi plier;

  • Перегибы корпуса назад и в стороны.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести потянутого корпуса на двух и на одной опорной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги-основные условия для овладения устойчивостью.

Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

Обучающиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке и выполняют:

  • упражнения для рук (подготовительное положение и I,II,III позиции рук);

  • упражнения на координацию;

  • музыкальная игра на развитие чувства ритма и координации движений (игровая технология).

  • Танцевальная композиция «Шалунишки».

Разобрав и исполнив номер по частям, расставив основные акценты, учащиеся исполняют танец полностью под музыку.

Заключительная часть урока

  • Игра на развитие внимания, музыкального слуха, чувства ритма «Зеркало». Дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. Под музыку один ребенок в парах танцует, а другому нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются (игровая технология).

  • Основное построение для выхода из зала (три линии в шахматном порядке).

  • Подведение итогов. Что дают упражнения на координацию?

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);

  • развить чувство равновесия;

  • улучшить ориентировку в пространстве;

  • повысить ловкость;

  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;

  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

  • Степень реализации цели, достигнутой в начале уроке. Рефлексия:

  • Сегодня я узнал…

  • У меня получилось …

  • Было трудно …

  • Меня удивило…

  • Было интересно…

  • Теперь я умею…

  • Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.

  • Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш).

В основе всего урока с учащимися положена здоровьесберегающая технология, а также личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Литература

1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца. – Ленинград: Искусство, 1983

2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания педагогом детских хореографических коллективов и школ. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 2004

4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.: Искусство, Краснодар – 2003

10. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2004.

11. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; «Лань», 2011. – 544 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!