«Модель формирования финансовой грамотности
как составляющей функциональной грамотности обучающихся в условиях сельской школы»
Козлова И.Е.- учитель математики и экономики
ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево
м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку финансовая грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества и экономики в целом.
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих
аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и считать.
В исследовании PISA принято следующее рабочее определение финансовой грамотности: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»
В условиях сельской школы проблема формирования финансовой грамотности решается через создание педагогической среды.
в урочной деятельности - на основе внедрения современных технологий и применение учебных и методических материалов по формированию финансовой грамотности в соответствии с международной концепцией финансового образования, а также с учетом результатов выполнения российскими учащимися международных тестов.
во внеурочной деятельности – внедрение программ внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности», предпрофильной подготовки «Бизнес- курс за школьной партой».
Работа в данном направлении ведется комплексно. В 5-9-х классах реализуется курс внеурочной деятельности в рамках курса «Функциональная грамотность».
В 9-м классе в рамках предпрофильной подготовки ведется курс «Бизнес- курс за школьной партой.
В 10-м ведется внеурочная деятельность «Финансовая грамотность. Цифровой мир», особенностью которого является погружение в цифровой мир финансовых отношений человека и общества, человека и государства; помогает распознать финансовых мошенников в цифровом мире, придумать идеи для стартапа.
В 11-м классе в рамках предмета «Основы проектирования» ведется модуль «Бизнес план».
Результаты и эффекты
Обучающиеся получают возможность научиться:
понимать и применять в модельных жизненных ситуациях понятия: «доход», «источники доходов», «бюджет», «статьи бюджета»,«сбережения», «кредитование», «инвестиции», «страхование», «финансовая безопасность»;
целостно представлять сферу финансовых отношений, финансовые продукты и услуги;
понимать правовые основы поведения потребителя финансовых услуг;
понимать финансовые риски (риск занятия бизнесом, риск инвестирования, риск участия в разного рода пенсионных программах и др.);
конкретизировать примерами общие положения о целесообразном финансовом поведении в жизненных ситуациях, связанных с доходами и расходами, планированием бюджета, сбережениями и инвестициями, страхованием и финансовой безопасностью;
находить альтернативные решения в соответствии с изменениями ситуации в стране и в личном финансовом положении;
использовать знания о финансовых продуктах и разумном финансовом поведении в контексте учебных ситуаций и в конкретных ситуациях повседневной жизни для определения оптимального варианта действий при решении финансовых задач.
Считаю, что результативность проекта выражается не только количеством и наличием призовых мест в мероприятиях, но и в том, что выпускники школы будут подготовлены к самостоятельной жизни. По окончании школы сельские дети выезжают в город, где много соблазнов, где есть, то чего они никогда не видели, не пробовали. Денег не хватает и они идут в МФО «Быстроденьги, честноденьги и т.д. Оказываются в очень не приятных ситуациях. Мы с детьми изучаем данный вопрос, просчитываем риски. Теперь они точно знают, что за кредиты в МФО необходимо платить 2% в день, за год их набирается 750%.
На занятиях активно применяю практико-ориентированные задачи по финансовой грамотности, которые составлены на материале, взятом из окружающей действительности и ориентированном на формирование практических навыков учащихся; задачи разного уровня сложности, которые охватывают все содержательные блоки финансовой грамотности, в том числе стандартные, поисковые и проблемные задачи в формате ВПР и ОГЭ.