Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Безводнинская средняя школа»
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей.
Тема: «Дикие животные»
Составитель: Кристин Л.Н.
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно - образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.
Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Продолжительность: 1 – 3 мин.
Форма проведения физкультминуток: выполнение движений под текст стихотворения.
Возраст 4 – 5 лет.
Физкультминутки.
1. «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
«Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
«Зайка»
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
«Хомячок»
Хомка-хомка, хомячок, (Ладони положить на щеки, качать головой
Полосатенький бочок влево – вправо)
Вместе с солнышком встает, (Потянуться вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Потереть щеки, шейку)
Подметает хомка хатку (Наклониться вперед, размахивать руками в стороны)
И выходит на зарядку. (Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять! (Рывки руками перед грудью)
Хомка хочет сильным стать.
Громко хлопнет он в ладошки, (Хлопать в ладоши)
Зашагает по дорожке. (Ходьба на месте)
Возраст 5-6 лет
Белки.
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)
Вышел зайчик.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем, и мы! (Дети садятся.)
Лоси.
На полянку вышли лоси скрестить руки и поднять их над
Дружная семья: головой (пальцы прямые,раздвинуты),
Папа лось идет с рогами( шагают на месте,
высоко поднимая колени,)
А лосенок с рожками; на месте переступают с носочка
на носочек (отрывая от полатолько пятки), указательные
пальцы обеих рук приставляютко лбу (рожки);
Мама длинными ногами (переходят на высокий шаг с
«большими рогами»);
А лосенок – ножками. (повторяют шаги лосенка).
Зайчик.
Прыг – скок, прыг – скок,
прыгнул зайчик на пенек.
(Дети сгибают руки в локтях и прижимают к телу, прыгают на месте)
Ему холодно сидеть,
(перекрещивают руки и дрожат)
хочет лапки он погреть.
(трут ладони друг о друга)
Лапки – вверх, лапки – вниз.
(поднимают и опускают руки)
И на месте развернись.
(поворачиваются вокруг себя)
Ставим лапки на бочок
и на месте скок – скок – скок.
(ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
А теперь вприсядку,
(приседают)
пусть не мерзнут лапки.
(дуют на руки, пытаясь их согреть).
Зайки.
Зайки, где ж вы пропадали?
(Дети показывают руками ушки зайчиков)
Мы в капусте отдыхали.
(дрожат от страха)
А зачем капусту съели?
(руки ставят на пояс, качаются)
Мы лишь носиком задели.
(пальцем дотрагиваются к носу)
Ох, вас надо наказать.
(грозят пальцем)
Что ж, попробуйте догнать.
(быстро прыгают на месте).
Возраст 6-7 лет.
Беличья зарядка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкой дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Белочка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Ёжик и зайка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Зайка серый
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл хвостик, вымыл ухо,
вытер сухо. (Дети имитируют движения умывания)
Зайцы
Взялись зайца за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки. (Дети пляшут, положив руки на пояс, имитируют игру в дудку.)
Зайцы утром рано встали
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
Лесная
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Лесная-2
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Лисенок
Лисенок проснулся (Потянулись.)
И вышел умыться. (Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же: (Повороты туловища.)
Пойду поищу-ка
Свободные лужи! (Ходьба на месте.)
Лягушка и прятки
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок — (Прыжки.)
Ускакала под кусток. (Сесть в глубокий присед.)
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас. (Дети сидят в глубоком приседе.)
Это шустрая лягушка!
Выходи играть, квакушка! (Дети встают, наклоняются и задерживаются в наклоне на несколько секунд.)
Посмотри, как небо ясно! (Потягивания — руки вверх.)
Как природа здесь прекрасна! (Потягивания — руки в стороны.)
А лягушка любит дождь. (Руки скрещены на груди, ладони на плечах.)
Чем мы можем ей помочь?
Ведь сегодня ясный день,
Отнесём лягушку в тень. (Дети садятся.)
Медвежата
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (Круговые движения головой вправо-влево.)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так, (Пружинистые сгибания и разгибания рук.)
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили (Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так, (Наклоны вперед, руки внизу.)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, (Присядка. Прыжки на одной ноге.)
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так, (Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)
К солнцу лапы поднимали.
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Мишка ищет мёд
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
На болоте
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
Литература.
1.Аверина И. Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ.М: Айрис –Пресс, 2006
2.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с
3.Нестерюк Т. Е. «Гимнастика маленьких волшебников». – «ДТД», 1993.
4.Сайкина Е.Г. «Физкультпривет минуткам и паузам!». С – П : Детство-Пресс, 2006