«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _________/ Е.Н.Садыгова / Протокол № 1 от «___» _____ 2021г. | СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _________/Т.А.Салтыкова/ от «___» _____ 2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _________/Э.В. Игошин/ Приказ № ____ от «___» _____ 2021г. |
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-4 КЛАССЫ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2020 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
Методическое объединение учителей начальных классов
МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
Нижневартовск, 2021г.
Пояснительная записка
Фонд оценочных средств составлен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для начальной школы.
Цель - контроль и проверка знаний учащихся по литературному чтению для начальной школы. Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению проводится в форме устных и письменных работ:
1 класс.
В первом классе система оценивания является безотметочной.
2 класс.
ОБРАЗЕЦ
Тест по теме «Устное народное творчество»
Учащийся …………………………………………………………………………………
Уровень А
1.Определи жанр произведения.
Ходит сон у окон,
Ходит к Дрёме на поклон.
Ты входи-ка, Дрёма, в дом,
Напусти нам угомон.
частушка
колыбельная песня
скороговорка
загадка
2.Найди пословицу о труде
Близок локоть, да не укусишь.
Всяк паучок знай свой уголок.
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
Своя земля и в горсти мила.
3.В каких приведённых ниже народных сказках один из персонажей – лиса?
«Гуси-лебеди»
«Колобок»
«У страха глаза велики»
«Каша из топора»
Уровень В
1.Найди героя (героев) сказки «Теремок».
гуси-лебеди
Баба-яга
курочка Ряба
мышка-норушка
2.Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»?
мышка
кошка
собака
лягушка
Уровень С
1.Какая из этих сказок не является народной?
«Два Мороза»
«Лиса и журавль»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Ключи
Уровень А
1.Определи жанр произведения.
Ходит сон у окон,
Ходит к Дрёме на поклон.
Ты входи-ка, Дрёма, в дом,
Напусти нам угомон.
1) частушка
2) колыбельная песня
3) скороговорка
4) загадка
2.Найди пословицу о труде
1) Близок локоть, да не укусишь.
2) Всяк паучок знай свой уголок.
3) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
4) Своя земля и в горсти мила.
3.В каких приведённых ниже народных сказках один из персонажей – лиса?
1)«Гуси-лебеди»
2)«Колобок»
3)«У страха глаза велики»
4)«Каша из топора»
Уровень В
1.Найди героя (героев) сказки «Теремок».
1) гуси-лебеди
2) Баба-яга
3) курочка Ряба
4) мышка-норушка
2.Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»?
1) мышка
2) кошка
3) собака
4) лягушка
Уровень С
1.Какая из этих сказок не является народной?
1)«Два Мороза»
2)«Лиса и журавль»
3)«Петушок и бобовое зёрнышко»
4)«Сказка о рыбаке и рыбке»
ОБРАЗЕЦ
проверочная работа № 1
по теме «Люблю природу русскую! Осень»
Учащийся …………………………………………………………………………………
1.Какие изменения в природе происходят с наступлением осени?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.По нескольким словам догадайся, чьи это стихи. Прочитай строчки, запиши автора.
1)Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся.
_________________________________________________________________
2)Цветы, кусты, на лугах, на полях.
_________________________________________________________________
3)Спится, темно, злится, окно.
_________________________________________________________________
4)Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной.
_________________________________________________________________
5)Корзинку, берёзовых, хитрые, под елью, перепугал.
_________________________________________________________________
6)Молчанье, вышине, тишине, шуршанье.
_________________________________________________________________
3. «Собери» пословицы, соединив стрелкой их начало и окончание. Запиши одну из них, объясни её смысл.
Весной дождь парит, … … а человек добреет.
Корми меня весной, … … коли гусь на лёд выходит.
Осенью скот жиреет, … … а осенью мочит.
Что за осень, … … а осенью я сам сыт буду.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи
1.Какие изменения в природе происходят с наступлением осени?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.По нескольким словам догадайся, чьи это стихи. Прочитай строчки, запиши автора.
1)Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся.
К. Бальмонт «Поспевает брусника …»
2)Цветы, кусты, на лугах, на полях.
А. Плещеев «Осень наступила …»
3)Спится, темно, злится, окно.
А. Фет «Ласточки пропали …»
4)Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»
5)Корзинку, берёзовых, хитрые, под елью, перепугал.
В. Берестов «Хитрые грибы».
6)Молчанье, вышине, тишине, шуршанье.
И. Бунин «Сегодня так светло кругом …»
3. «Собери» пословицы, соединив стрелкой их начало и окончание. Запиши одну из них, объясни её смысл.
Весной дождь парит, … … а человек добреет.
Корми меня весной, … … коли гусь на лёд выходит.
Осенью скот жиреет, … … а осенью мочит.
Что за осень, … … а осенью я сам сыт буду.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 класс.
Оценка устных работ учащихся
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания
1. Полнота и правильность ответа;
2. Степень осознанности, понимания изученного;
3. Языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Чтение наизусть
Критерии оценивания
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Критерии оценивания
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Критерии оценивания
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Критерии оценивания
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.
Оценка письменных работ учащихся
ОБРАЗЕЦ
Тест по теме «Поэтическая тетрадь».
1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?
1) Ф.И. Тютчева 3) И.С. Никитина
2) А.А. Фета 4) А. С. Пушкина
2. Как зовут поэта Никитина?
1) Иван Саввич 3) Федор Иванович
2) Иван Захарович 4) Афанасий Афанасьевич
3. Из какого произведения эти строки?
И сидишь, ни слова...
Тихо все кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.
1) И.С. Никитин «Встреча зимы»
2) И. 3. Суриков «Детство»
3) А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»
4) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
4. Закончите предложение.
Иван Захарович Суриков — автор стихотворения...
1) «Мама! Глянь-ка из окошка...»
2) «Листья»
3) «Зима»
4) «Встреча зимы»
5. Найдите значение слова «перлы».
1) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг
2) пальцы
3) перловая крупа
4) птицы
6. По группе слов узнайте произведение.
Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гулять.
1) «Весенняя гроза»
2) «Мама! Глянь-ка из окошка...»
3) «Листья»
4) «Зреет рожь над жаркой нивой...»
7. Найдите созвучное слово. Раскаты молодые — перлы...
1) голубые 3) дождевые
2) золотые 4) снеговые
8. Закончите предложение.
Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм — это...
1) чередование ударных и безударных слогов
2) рифма
3) созвучные слова
4) однокоренные слова
9. Какое слово пропущено?
Чем дальше в..., тем больше дров.
1) сад 3) рощу
2) лес 4) чащу
10. В каких стихотворениях говорится о нем (ответ предыдущего вопроса)?
1) И.З. Суриков «Зима»
2) И. С. Никитин «Встреча зимы»
3) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
4) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...
Ключи
| Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 | Вопрос 9 | Вопрос 10 |
| 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1,2,3 |
балл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Критерии оценивания
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий
ОБРАЗЕЦ
Итоговая контрольная работа №1.
Проверка техники чтения вслух.
Малышка
На подстилке, поджав ноги, лежал телёнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещё маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.
Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телёнка, обрадовалась.
- Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!
- Ну да, у него и прозвище такое - Малышка.
- Вставай, Малышечка! - попросила Дуняша.
Телёнок будто понял - поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чёрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!»
Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднёт её!
Ишь, прыткий какой! - весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телёнка.
Ладошке стало тепло. Это телёнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосёт.
Сейчас мы ему молочка дадим, - с нежностью сказала мама.
Телёнок фыркнул и стал пить молоко.
А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
Ох, глупый! Ох, смешной! - приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телёнка и шепчет:
Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно?
Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся».
(201 слово) (Г. Балл)
Вопросы и задания:
1. Где происходит действие? Докажи словами из текста.
2. Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
3. Найди в тексте слова и словосочетания, которые помогают понять чувства героев.
Критерии оценивания:
При выставлении оценок за технику чтения в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:
чтение по слогам или слово полностью,
наличие ошибок при чтении,
количество слов в минуту,
выразительность,
осознанность.
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Проверочная работа
Назначение проверочной работы – оценить нормативный уровень освоения ФГОС и выявить пробелы в проверяемых элементах содержания по литературному чтению учащихся 3 классов.
ОБРАЗЕЦ
Проверочная работа по теме: «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок».
1. Соотнеси название произведения с фамилией автора, который его написал.
1.А.П.Платонов | А.«Телефон» |
2.М.М.Зощенко | Б.«Цветок на земле» |
3.Н.Н.Носов | С.«Золотые слова» |
2. Из какого произведения эти слова: «Цветок этот – самый великий труженик, он из смерти работает жизнь».
А. А.П.Платонов «Цветок на земле»
Б. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
В. М.М.Зощенко «Золотые слова»
3. Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу «Почитай учителя, как родителя».
__________________________________________________________
4. Рассказы какого автора из прочитанного раздела, можно назвать юмористическими?
А. Н.Н.Носова
Б. А.П.Платонова
В. Б.В.Шергина
5. Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники».
А. Не топор тешет, а плотник.
Б. Дурная голова ногам покоя не дает.
В. Куда ветер дует, туда его и несет.
6. Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Телефон»?
А. В.Ю.Драгунский
Б. М.М.Зощенко
В. Н.Н.Носов
7. Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.
А. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Б. М.М.Зощенко «Великие путешественники»
В. Н.Н.Носов «Федина задача».
Ключи
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 |
1-б 2-с 3-а | а | Еще мама | а | а | в | а |
3б | 1б | 1б | 1б | 2б | 1б | 2б |
Критерии оценивания
«5» - Работа выполнена без ошибок;
«4» - 9б-10б;
«3» - 7б-8б;
«2» - 6б и ниже.
4 класс.
Критерии оценивания
Проверка техники чтения.
Оценивание:
"5" ставится ученику, если он:
• понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
.• читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
• верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
• умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
"4" ставится ученику, если он:
• понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
• допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
• правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
• знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
"3" ставится ученику, если он:
• осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
• читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
• читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
• допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
• пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
• знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно. "2" ставится ученику в том случае, если он:
• читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
• при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
отлично | Более 100 слов | Более 120 слов |
хорошо | 85-100 слов | 105-120 слов |
удовлетворительно | 70-84 слов | 90-104 слов |
неудовлетворительно | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Оценивание тестовых заданий
На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
1. «Летописи. Былины. Жития.»
Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый
Б) Славный
В) Вещий
С кем воевал Олег?
А) с греками
Б) с турками
В) с немцами
От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?
А) от любимого коня
Б) от укуса змеи
В) от отравленного вина
В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?
А) в восточную
Б) в западную
В) в северную
В какое дерево попала стрела Ильи?
А) клён
Б) дуб
В) сосна
За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
Где Илья нашёл сокровища?
А) под крестом
Б) в пещере
В) в лесу под деревом
Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл
Б) Сергий
В) Варфоломей
Сколько детей было у родителей С.Радонежского?
А) 1
Б) 2
В) 3
Как звали мать преподобного Сергия?
А) Мария
Б) Анна
В) Ольга 11* Объясни, что такое летопись.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______
2. Чудесный мир классики.
Через сколько дней кобылица родила для Ивана коней?
А) через 3
Б) через 5
В) через 7
Что сделали братья с конями Ивана?
А) украли
Б) выпустили на волю
В) зарезали
Кто купил коней Ивана?
А) городничий
Б) купец
В) царь
Как звали няню Саши Пушкина?
А) Нина
Б) Арина
В) Ирина
Какое время года Пушкин называет унылой порой?
А) зиму
Б) осень
В) весну
Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? А) Елисей
Б) Алексей
В) Енисей
Что значит «сенная девушка»?
А) подруга
Б) служанка
В) кукла из соломы
Как звали пса семи богатырей?
А) Соболько
Б) Дружок
В) Соколко
Кто подсказал королевичу, где искать невесту?
А) солнце
Б) месяц
В) ветер
Сколько лет странствовал Ашик-Кериб?
А) 7
Б) 5
В) 3
11.Что дал человек на белом коне Ашик-Керибу как доказательство того, что он за один день преодолел огромное расстояние?
А) золотое блюдо
Б) сааз
В) комок земли
Что означает имя Ашик-Кериб?
А) богатый купец
Б) нищий певец
В) храбрый
Как мама ласково называла мальчика в рассказе «Детство»?
А) Коленька
Б) Николенька
В) Колюшка
Чем занимался герой рассказа «Детство» перед сном?
А) молился
Б) читал
В) смотрел телевизор
Сколько денег заработал мужик, убравший камень с дороги?
А) 100 рублей
Б) 200 рублей
В) 300 рублей
В каком классе учился Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
А) в 1
Б) во 2
В) в 3
Сколько сестёр было у Володи в рассказе А.Чехова?
А) 1
Б) 2
В) 3
Куда собирались бежать мальчики?
А) В Африку
Б) В Австралию
В) В Америку
3. Поэтическая тетрадь.
Узнай, из какого стихотворения эти строки и заполни таблицу (под каждой цифрой, поставь соответствующую букву).
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
«Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
А - «Школьник»
Б - «Весенний дождь»
В – «Дети птичка»
Г – «Листопад»
1 2 3 4
5* Перечисли авторов стихотворений:
___________________________________ __________________________________________________________________
4. Литературные сказки.
Как назывался городок в табакерке?
А) Динь-динь
Б) Дон- дон
В) Дзынь – дзынь
Кто был надзирателем в городке?
А) Винтик
Б) Валик
В) Болтик
Кем было Пружинка?
А) царевна
Б) королева
В) принцесса
Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком?
А) жабу
Б) ежа
В) кота
Почему весной мальчик не выходил в сад?
А) был болен
Б) переехал
В) не хотел
Что хотела сделать жаба с розой?
А) сорвать
Б) понюхать
В) съесть
Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»?
А) Дарёнка
Б) Мурёнка
В) Бурёнка
Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой?
А) Дарёнка
Б) Мурёнка
В) Бурёнка
Какое животное автор назвал Серебряным копытцем?
А) оленя
Б) козла
В) лося
Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из хрусталю восточного»?
А) старшая
Б) средняя
В) младшая
На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец
Б) на указательный правый палец
В) на средний левый палец
Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень
Б) уговорили остаться
В) перевели часы назад
13.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
А) 30
Б) 12
В) 33
14* Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
5. «Делу время – потехе час».
Что потеряли дети, в сказке Е.Шварца?
А) деньги Б) время
В) дружбу
На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?
А) 12
Б) 65
В) 77
Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
А) «Главные реки»
Б) «Что любит Мишка»
В) «Никакой горчицы я не ел»
Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?
А) Шопен
Б) Бах
В) Шостокович
Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?
А) обидели взрослые
Б) от безделья
В) не было денег на трамвай
6.* Какое произведение тебе больше понравилось?__________________ Почему?
__________________________________________________________________ ______________________________________________________________
6. Страна детства.
В рассказе «Как я ловил человечков» мальчик использовал в качестве приманки
А) леденец
Б) шоколад
В) пряник
Какое из слов не имеет отношения к пароходу?
А) мачта
Б) корма
В) патент
Эдвард Григ был
А) композитором
Б) художником
В) врачом
Во сколько лет Дагни Педерсен получила подарок от Э.Грига?
А) 16
Б) 18
В) 20
Как называется большое музыкальное произведение для оркестра?
А) опера
Б) симфония
В) фонограмма
Какой подарок в рассказе «Ёлка» мама, вместо Миньки, подарила другому мальчику? А) робота
Б) машинку
В) паровоз
Какую игрушку разбили Минька и Лёля?
А) фарфоровую кружку
Б) фарфоровую лошадку
В) фарфоровую куклу
8*. Как ты думаешь, почему раздел называется «Страна детства?»
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
7. Природа и мы.
1.Какая настоящая фамилия у Д.Н.Мамина- Сибиряка?
А) Мамин
Б) Сибиряк
В) Мамин-Сибиряк
Приёмышем называли…
А) собаку
Б) лебедя
В утку
Как поступили с Жулькой, из рассказа А.Куприна, кагда она совсем ослабела?
А) отнесли к ветеринару
Б) перенесли в дом
В заперли в дровяном сарае
Как изначально назвали собаку в рассказе «Выскочка»?
А) Бия
Б) Вьюшка
В) Выскочка
Выскочкой автор называет…
А) собаку
Б) ворону В) сороку
Чем занимался Е.Чарушин в рассказе «Кабан»?
А) рисовал животных
Б) гулял
В) кормил оленя
Что случилось с папой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол
Б) сшибли из рогатки
В) проглотила гадюка
Как звали вожака стрижей в рассказе «Стрижонок Скрип»?
А) белое брюшко
Б) чёрная спинка
В) серая шейка
Что произошло с мамой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол
Б) сшибли из рогатки
В) проглотила гадюка
В каком рассказе встречался олень Серёжа?
А) «Приёмыш»
Б) «Выскочка»
В) «Кабан»
11* Придумай вопрос для одноклассников по данному разделу.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __
8. Поэтическая тетрадь.
Выбери верные утверждения и отметь их знаком «+».
Б.Л.Пастернак в стихотворении «Золотая осень» сравнивает осеннюю природу с выставкой картин.
С.А.Клычков написал стихотворение «Весна в лесу».
Бабьим летом называют начало весны.
Н.М.Рубцов в стихотворении «Сентябрь» радуется громкому лаю, листьям, корове, грачу.
На лебёдушку из стихотворения С.Есенина напал коршун.
Лебёдушка была хорошей матерью и оберегала детей.
7*. Чем похожи стихи из данного раздела?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Родина.
Допиши недостающие слова в четверостишьях.
1.Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина _________________________
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и ______________________
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо, недалеко.
«Глория» по-русски значит «________________»
Это вам запомнится легко.
4. И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над _________________
И низкий холмик со звездой…
5* Соедини имя отчество автора с его фамилией и произведением, которое он написал.
Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
9. Страна фантазия.
Какая фамилия была у профессора, придумавшего Электроника?
А) Вьюгов
Б) Снегов В) Громов
Чем подкреплялся Электроник?
А) электрическим током
Б) бензином
В) обычной пищей
Как назывался разведкатер Алисы?
А) Лотос
Б) Пегас
В) Вегас
Как Алиса усмирила кустики?
А) полила водой
Б) подстригла ножницами
В) отогнала шваброй
Что любил пить самый маленький кустик?
А) воду
Б) чай
В) компот
6* Придумай необычный предмет, дай ему название и объясни для чего он.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__
10. Зарубежная литература.
Из каких произведений эти отрывки?
Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек, и поднял руку.
А) Путешествие Гулливера
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня, с большими мраморными лестницами; одна из которых спускалась прямо к морю.
А) Святая ночь
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
Он сел на самый конец сосновой скамьи, а девочка, вздёрнув носик, отодвинулась от него подальше.
А) Приключения Тома Сойера
Б) Святая ночь
В) Путешествие Гулливера
Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.
А) В Назарете
Б) Путешествие Гулливера
В) Святая ночь
Мальчик с радостью рассказывал ему, что у каждой птички будет свой имя и все они будут петь.
А) В Назарете
Б) Святая ночь
В) Приключения Тома Сойера
6* Какие ещё произведения зарубежных писателей ты читал?
_________________________________________________________
Ответы к тестам
1. «Летописи. Былины. Жития.»
1- в, 2- а, 3- а, 4- б, 5- б, 6- в, 7- а, 8- в, 9- в, 10- а
Чудесный мир классики. 1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-в, 10-а, 11-в, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-б, 17-в, 18-в
Поэтическая тетрадь.1-б 2-в 3-а 4-г
Литературные сказки 1-а, 2- б, 3- а, 4- б, 5- а, 6- в, 7- а, 8- б, 9- б, 10- б, 11-а, 12- в, 13- а.
2 полугодие.
5.«Делу время – потехе час».1- Б, 2- в,3- а, 4- а, 5- б,
6.«Страна детства»
1- а, 2- в, 3- а, 4- б, 5- б, 6- в, 7 –в
7.Природа и мы
1. – а, 2. – б, 3. – в, 4. – а., 5. – в, 6. – а, 7. – б, 8. – а, 9. – а, 10. – в
8.Родина
православная
святой
слава
колокольней
Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
9.Страна фантазия. 1.- в, 2.- а, 3.- б, 4.- а ,5.-в 8.
10.Зарубежная литература. 1- а, 2- б, 3-а, 4- в,5-а
Используемая литература:
«Литературное чтение 4 класс» УМК «Школа России» Учебник для общеобразовательных организаций, ч.1, издание 2-е, Москва, «Просвещение», 2014, стр.39-137
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению. К УМК Л.Ф.Климанова и др.(«Школа России») 4 класс», Москва, ВАКО, 2014, стр. 105-107
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
I четверть
Аист и соловей
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей- музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста на порог, постучал в дверь и сказал:
Нужно делать вот так!
Всё ясно! – обрадовался аист. – Это и есть музыка? – И улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. (151 слово)
В.Д. Берестов
Вопросы
Зачем птицы послали к мудрецу аиста и соловья?
О чём мечтал аист?
Почему мудрецу понравился соловей?
II четверть
Песенка подо льдом
У меня запели лыжи! Я бежал по замёрзшему озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. Всё притихло вдруг. Озеро молчит, лес молчит. Даже петухи в деревне молчат. А лыжи поют. И хорошо так поют – песню за песней. И песни, как ручейки, переливаются и звенят.
Но ведь не лыжи, в самом деле, распелись, куда уж им, деревянным! Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
Уйди я – и подлёдная песенка так бы и осталась загадкой. Но я не ушёл.
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал у берега. Вода в озере села, и лёд навис, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавился пар. Но ведь не рыбы же пели там птичьими голосами.
Я стукнул лыжей по льду – песня смолкла. Я постоял тихо – песня зазвенела опять. Тогда я подпрыгнул и закричал. И тотчас из провала выпорхнула тёмная птичка! (148 слов)
Н.И. Сладков
Вопросы
Почему автор-рассказчик решил, что у него запели лыжи?
Куда пытался заглянуть Н.И. Сладков?
Как автор-рассказчик разгадал тайну?
III четверть
Лиса и козёл
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
Что ты там, лисонька, поделываешь?
Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса. – Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, а она ему:
Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили. (144 слова)
К.Д. Ушинский
Вопросы
С какой целью козёл – умная голова заглянул в колодец?
Чем соблазнился козёл, прыгая в колодец?
Почему лиса назвала козла бородатым дурнем?
IV четверть
Волк и собака
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки: «Скажи, собака, откуда вы корм берёте?» Собака сказала: «Люди нам дают». – «Верно, вы трудную людям службу служите». Собака сказала: «Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь». – «Так только за это вас так кормят? – спросил волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать». – «Что ж, иди, – сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет».
Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта. Он сказал: «А это у тебя, собака, от чего?» – «Да так», – сказала собака. «Да что так?» – «Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее». – «Ну, прощай, собака, – сказал волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле». (156 слов)
Л.Н. Толстой
Вопросы
Назовите персонажей произведения.
За какую службу люди собакам корм дают?
Почему волк передумал идти к людям жить?
Используемая литература:
«Литературное чтение 4 класс» УМК «Школа России» Учебник для общеобразовательных организаций, ч.1, издание 2-е, Москва, «Просвещение», 2014, стр.39-137
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению. К УМК Л.Ф.Климанова и др.(«Школа России») 4 класс», Москва, ВАКО, 2014, стр. 105-107
Итоговое тестирование
ЧАСТЬ А.
Часть А содержит 10 заданий (А1- А10). Они составлены для проверки основных предметных знаний. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых надо выбрать один правильный .
А1. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки.
Из далека - далеча чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец.
1. Рассказ. 2) Сказка. 3) Былина. 4) Басня.
А2. Продолжи определение. Сказка- это… .
Русская народная эпическая песня о богатырях.
Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и
событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
А3. Продолжи название произведения. Сказка Ш.Перро «Красная …»
1. Сумочка. 2) Шапочка. 3) Кофточка. 4) Ленточка.
А4. Узнай героя произведения А.С. Пушкина. Этот герой обращался с просьбой о помощи к солнцу, месяцу, ветру.
1. Царь Салтан. 2) Царь Дадон. 3) Королевич Елисей. 4) Князь Гвидон.
А5. Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова?
« Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
1. Лисице. 2) Стрекозе. 3) Муравью. 4)
Мартышке.
А6. Кто из перечисленных авторов является поэтом.
1. Б.Житков. 2) В.Бианки. 3) Л.Кассиль. 4)
Н.Некрасов
А7. Назови поэта, написавшего следующие строки:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
1. А.Фет. 2) М.Лермонтов. 3) Ф.Тютчев. 4)
И.Бунин.
А8. Назови автора, который написал «Денискины рассказы».
1. В. Драгунский. 2) Е.Чарушин. 3) А.Гайдар. 4) Н.Носов.
А9. Восстанови пословицу. Чтение – вот лучшее…
1. развлечение 2) учение 3) мышление 4) обучение
А10. Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот.
1. Русский язык. 2) Язык проглотить. 3) Язык птиц. 4)
Иностранный язык
ЧАСТЬ В.
Часть В состоит из 2-х заданий (В1- В2). Их выполнение потребует от вас больших усилий, чем выполнение заданий части А. К заданиям этой части вами должен быть дан краткий ответ.
В1. Прочитай отрывок из стихотворения. Подбери рифму.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой Подвязалася ….
В2. Выпиши четвёртое лишнее.
«Кот в сапогах», «Золушка», «Морозко», «Спящая красавица».
ЧАСТЬ С.
В части С содержится два задания (С1- С2), выполнение которых вас, несомненно, заинтересует. Ответ на творческие задания надо дать в виде краткого пояснения .
С1. Прочитай сказку. Докажи, что это текст. Назови основные признаки текста.
Однажды бедняк проходил мимо харчевни. Видит, сковородка стоит на углях, а от неё во все стороны идёт аромат еды. Присел он на корточки перед сковородкой, достал из сумы кусок сухого хлеба и стал держать его над паром. Когда хлеб достаточно увлажнился, бедняк начал его есть.
Хозяин харчевни дождался окончания трапезы, схватил бедняка за ворот и стал требовать плату за кушанье. Тот отказался платить. За это трактирщик потащил бедняка к судье.
В то время в городе был судьёй Ходжа Насреддин. Он внимательно выслушал обе стороны, подозвал к себе недовольного хозяина харчевни и приказал ему наклониться. Достал из кошелька горсть монет и со словами «Получай!» стал трясти ими у трактирщика перед ухом.
Хозяин харчевни изумлённо произнёс:
Ходжа Насреддин ему ответил:
Вот моё решение – кто продаёт пар от кушанья, тот получает звон от монет.
С2. Какую пословицу скажут вам, если вы быстро и хорошо сможете починить утюг, стул?
42