МБОУ «СОШ с. Беной-Ведено» Ножай-Юртовского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов № _____ от «__»____ 2020 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________ Саралиев Б.М. «____» ______________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________ С.Б. Моллаев «____» ______________2020 г. |
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по литературному чтению
для 4 класса
Ф.И.О. разработчика | Загария Елизавета Романовна |
Должность | учитель начальных классов |
с. Беной-Ведено
2020
Пояснительная записка к промежуточной аттестации по литературному чтению
для учащихся начальной школы
Цель работы: определить уровень усвоения программного материала учащимися начальных классов по литературному чтению.
Задачи:
-выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по русскому языку;
-выявление уровня сформированности учебных действий;
-выявление уровня сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий
Содержание учебной программы соответствует рабочей учебной программе по литературного чтения для 2-4-х классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению с учетом авторской программы Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. «Литературное чтение» (УМК «Школа России»).
Использованы следующие методические пособия:
Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1, 2
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. М.: Вако, 2016
Критерии
оценивания результатов выполнения работы
0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
"2" | "3" | "4" | "5" |
Паспорт
фонда оценочных средств
№ урока | Материалы для организации контроля |
Контрольные работы |
28 | Контрольная работа №1 по разделу «Чудесный мир классики» |
47 | Контрольная работа № 2 по разделу «Литературные сказки» |
66 | Контрольная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь» |
102 | Итоговая контрольная работа за год. |
Проверочные работы |
7 | Проверочная работа №1 по разделу «Летописи, былины, жития» |
60 | Проверочная работа №2 по разделу «Страна детства» |
82 | Проверочная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Контрольная работа
по литературному чтению
Тема: «Чудесный мир классики»
1.Кому принадлежит произведение «Детство»?
1) Л.Н. Толстому
2) М.Ю. Лермонтову
З) А.С. Пушкину
4) А.П. Чехову
2. Определи жанр произведения «Дары Терека».
1) басня З) стихотворение
2) рассказ 4) сказка
3. Узнай произведение по опорным словам.
Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.
1) «Детство» З) «Мальчики»
2) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»
4.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.
1)И молния грозно тебя обвивала…
Произведение:_______________________
Автор:_________________________
2) Вскормлен грудью облаков…
Произведение:_______________________
Автор:_________________________
5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?
Укажи название произведения и автора.
1) Где счастье плодится, там и зависть родится.
Произведение:___________________________________
Автор:_______________________________
2)Хотя и с нуждою (бедностью),но добился чести.
Произведение:_______________________________________
Автор:______________________
6. Как ты понимаешь слово пенять?
1) толкать З) дарить подарки
2) смеяться 4) упрекать
7. К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.
1)Ершов_____________________________________________
2) Пушкин_____________________________________________
3) Лермонтов__________________________________________
4) Толстой_____________________________________________
5) Чехов_______________________________________________
Контрольная работа по литературному чтению
тема: «Литературные сказки»
1.Кто написал сказку «Серебряное копытце»?
1) П.П. Бажов 3) С.Т. Аксаков
2) В.М. Гаршин 4) В.Ф. Одоевский
2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?
1) Саша; 3) Миша;
2) Петя; 4) Паша
3.Чем закончился Мишин сон?
1) Миша стал царём городка;
2) Миша спас колокольчиков;
3) механизм табакерки сломался;
4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;
4. Что могла делать роза?
1) блистать чудной и загадочной красотой;
2) любоваться красотой окружающего мира;
3) разливать вокруг себя тонкий и свежий запах;
5.Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?
1) пение соловья;
2) спасение жабы;
3) прикосновение мальчика;
4) упавшая на цветок слезинка с щеки сестры;
6. Что означает выражение «покосные ложки»?
1) деревянные ложки;
2) широкие, пологие овраги, покрытые травой;
3) широкие реки
4) широкие поля;
7. Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?
1) думал, что девочка будет лениться;
2) он не мог обучить девочку своему делу;
3) боялся не найти с девочкой общего языка;
8. Узнай произведение по ключевым словам.
Торговые дела, купец, дочь, лесной зверь
1) «Сказка о жабе о розе»
2) «Аленький цветочек»
3) «Городок в табакерке»
4) «Серебряное копытце»
9.Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?
1) сияющим всеми цветами радуги;
2) горящими огнями золотыми, серебряными;
3)умеющим разговаривать,
4) самым красивым на свете;
10. Как хозяин дворца обращался с девушкой?
1) исполнял все её желания;
2) строго, но справедливо;
3) учил её работать по дому;
11. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?
1) обрадовалась; 2) убежала; 3) упала в обморок; 4) сохранила спокойствие;
12.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?
1) литературные;
2) народные;
3) литературные и народные
Контрольная работа по теме «Поэтическая тетрадь №1»
А1. Укажи автора стихотворения «Весенний дождь»?
1) Ф.И.Тютчев 2) А.А.Фет 3) А.Н.Плещеев 4) И.С.Никитин
А2. Укажи автора стихотворения «Дети и птичка»?
1) Ф.И.Тютчев 2) А.А.Фет 3) А.Н.Плещеев 4) И.С.Никитин
А3. Укажи стихотворение Н.А.Некрасова.
1) «Листопад» 2) «Школьник» 3) «Бабочка» 4) «Где сладкий шёпот»
А4. Укажи стихотворение И.А.Бунина.
1) «Листопад» 2) «Школьник» 3) «Бабочка» 4) «Где сладкий шёпот»
А5. Отметь, с чем сравнивает И.А.Бунин мотылька в стихотворении «Листопад»?
1) с лепестком 2) с цветком 3) с листиком 4) с лоскутком
А6. Отметь, с чем сравнивает И.А.Бунин лес в стихотворении «Листопад»?
1) с замком 2) с теремом 3) с двором 4) с хоромами
В 1. Укажи, как называется поэтический приём, когда неживые предметы и явления наделяются человеческими качествами.
1) сравнение 2) метафора 3) олицетворение 4) эпитет
В 2. Укажи, как называется поэтический приём, когда определение даёт художественную характеристику явлению или предмету.
1) сравнение 2) метафора 3) олицетворение 4) эпитет
В 3. Узнай стихотворение по рифме: Полями – краями. Туман – румян.
1) «В синем небе плывут над полями»
2) «Где сладкий шёпот»
3) «В зимние сумерки»
4) «Еще земли печален вид»
В 4. Узнай стихотворение по рифме: Сказки – салазки. Стрелой – ледяной.
1) «В синем небе плывут облака»
2) «Где сладкий шёпот»
3) «В зимние сумерки»
4) «Еще земли печален вид»
В 5. Укажи, кто из поэтов раздела «Поэтическая тетрадь» не писал стихи о весне?
1) Ф.И.Тютчев 2) Е.А.Баратынский 3) И.А.Бунин 4) А.А.Фет
С1. Запиши в таблицу тему и идею стихотворения.
Название стихотворения | Тема | Идея |
«Дети и птичка» | | |
«Школьник» | | |
«Как неожиданно и ярко…» | | |
«Листопад» | | |
Темы: радуга после дождя, раздумье о школьнике, лес осенью, разговор детей с птичкой.
Идеи: расставание с птичкой согревает надежда на встречу, Россия богата умными людьми, в мире всё быстротечно, осенний лес похож на сказку.
С2. Допиши сравнения И.С.Бунина из стихотворения «Листопад.
а) Лес, точно ____________________________________.
б) Ёлочки темнеют, как ___________________________
в) Просветы в небе, что ___________________________.
г) Паутины ткани, как ______________________________.
д) Мотылёк точно ________________________________.
С3. Соедини название стихотворения с его автором.
Ф. И. Тютчев «Дети и птичка»
А.А.Фет «Весна, весна! как воздух чист!»
А.Н.Плещеев «Школьник»
И.С.Никитин «Бабочка»
Е.А Баратынский «Как неожиданно и ярко»
Н.А.Некрасов «В синем небе плывут над полями»
С4. Соедини начало и конец пословиц о природе.
Осенний дождь мелко сеется, на дню погод восемь.
Лето идёт вприпрыжку, да долго тянется.
Весна красна цветами, осень дождлива, да сытна.
Весна да осень – а зима в развалку.
Весна красна, да голодна; а осень плодами.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
С5. Допиши слова в стихотворение Н.А.Некрасова.
В зимние сумерки нянины ______________
Саша любила. Поутру в _______________
Саша садилась, летела ________________,
Полная счастья, с горы _______________.
Няня кричит: «Не убейся, _____________!»
Саша, салазки свои ___________________,
Весело мчится. На полном _____________
Набок салазки - и Саша в ______________!
Выбьются косы, растреплется ___________ -
Снег отряхает, смеётся, __________________!
Не до ворчанья и няне __________________:
Любит она её смех _____________________...
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)
за курс 4 класса
Вариант 1
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из четырех предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.
В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Встретятся и задания, в которых надо записать не только ответ, но и его объяснение.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.
Желаем успеха!
Что сказала бы мама Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай, ступай, — сказала бабушка. Наберёшь — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — Всё время гудят.
— Эй, ребята, закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
— Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — И нас пчёлы закусают.
— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — пойдём мимо их дома его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил?
Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, сказала она и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! сказала бабушка. Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы, — ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, сказала бабушка, а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
(Л. Воронкова)
1 вариант
1. Какая из пословиц наиболее точно передаёт главную мысль текста?
Доброе дело без награды не остаётся.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Жизнь дана на добрые дела.
4) Доброе слово человеку что дождь в засуху.
2. Выбери все предложения, соответствующие содержанию текста.
Ребята пошли за щавелем на луг.
Федя услышал, как кто-то плачет.
Гринька знает, как себя надо вести, чтобы пчёлы не покусали.
Васятка стоял спокойно, но пчёлы его всё равно кусали.
У Вани распухли губа и веко, а глаз закрылся.
3. В каком порядке должны следовать пункты, чтобы получился план текста?
А) Решение Вани.
Б) В поход за щавелём.
В) Что сказала бы мама?
Г) Плач.
Д) Отступление.
Запиши в таблицу выбранные цифры.
4. Почему Гринька и Федя не пошли вместе с Ваней за Васяткой?
Им надо было быстрее вернуться домой.
Испугались, что их искусают пчёлы.
Решили, что Ваня один справится.
Они побежали за отцом Васятки.
5. Выбери предложение, которое объясняет, почему Ваня не ушёл с ребятами.
1) Ваня не боится пчёл.
2) Он решил дождаться отца Васятки вместе с мальчиком.
З) Хотел, чтобы его похвалили.
4) Ваня не может оставить человека в беде.
6. А как бы ты назвал этот текст?
1) Нападение пчёл 3) Простофиля
2) Поступок Вани 4) Верные друзья
7. Какие черты характера, качества тебе понравились у Вани? А какие не понравились у Гриньки и Феди?
Черты характера, качества Вани | Черты характера, качества Гриньки и Феди |
1) | 1) |
2) | 2) |
8. Почему бабушка назвала Ваню «простофилей»? Как ты понял её слова?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Замени слово «разбрелись» из 9-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Разбрелись - _______________________________________________________
10. Определи жанр этого произведения:
1) сказка
2) басня
3) художественный рассказ
4) исторический рассказ
5) научно-познавательный рассказ
11. Представь, что тебе пришло такое письмо от друга.
Недавно я прочитал интересный рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя». В нём рассказывается о дружбе, о друзьях, о том, что очень хорошо, когда у человека есть надёжный друг, который во всём помогает и не предаёт.
Напиши своему другу такое же письмо из 3—4 предложений с рекомендацией прочитать рассказ «Что сказала бы мама».
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12. Какую пословицу ты вспомнишь, если с тобой случится несчастье и к тебе на помощь придут твои друзья?
____________________________________________________________________
13. Кто из перечисленных коми авторов не является поэтом?
1) Серафим Попов 2) Елена Козлова
3) Геннадий Юшков 4) Иван Куратов
14. Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот и объясни его.
Большой нос. 2) Лучший нос. 3) Барсучий нос. 4) Вешать нос.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа
по учебному предмету «Литературное чтение»
4 КЛАСС
Вариант 2
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из четырех предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.
В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Встретятся и задания, в которых надо записать не только ответ, но и его объяснение.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.
Желаем успеха!
Пожар
Петя с мамой и с сёстрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.
Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. «Теперь небось выстрелит!»
Огонь разгорелся, загудел в плите и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.
Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку.
У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.
Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.
Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.
А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.
А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.
Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
(Б. Житков)
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)
за курс 4 класса
2 вариант
1. Какое высказывание соответствует основной мысли прочитанного текста?
Петина пушка была неисправная.
Нельзя играть с огнём.
Пожар опасен для жизни людей.
Пожарные быстро справились с пожаром.
2. Укажи высказывание, которое не соответствует содержанию текста.
Учитель жил в нижнем этаже.
Петя засунул свою пушку в плиту.
Мама увидела, что из верхних окон идёт дым.
Учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
3. В каком порядке должны следовать пункты, чтобы получился план текста?
А) Пожар в доме.
Б) Учитель вызвал пожарную команду.
В) Пожарные тушат огонь.
Г) Петя испытывает пушку.
Д) Мамины слёзы.
Запиши в таблицу выбранные цифры.
Почему Петя выбежал из дома, когда начался пожар?
Пете было интересно посмотреть, как пушка вылетит из окна.
Петю друзья позвали на улицу.
Мальчику нужно было сходить в магазин.
Мальчик подумал, что всё само потухнет.
Почему Петина мама всё плакала после того, как пожар потушили?
Переживала за сгоревшие вещи.
Ей было жаль дом.
З) Она думала, что Петя сгорел.
4) Переживала за то, где они будут жить.
Какие выводы можно сделать, прочитав рассказ «Пожар»? Выбери все верные утверждения.
Автор хотел рассказать, как мальчик Петя испытывал пушку.
Основная мысль рассказа заключается в том, что нельзя играть с огнём.
З) По мнению автора, Петя убежал из дома, потому что был ещё маленький.
4) Рассказ «Пожар» учит тому, как правильно действовать при пожаре.
7. Как ты думаешь, правильно ли поступил Петя, испытывая пушку дома в плите? Своё мнение обоснуй примером из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Как ты понимаешь выражение «помчались во весь дух»?
Помчались во весь дух – ______________________________________________
____________________________________________________________________
9. Замени слово «потухнет» из 4-го абзаца близким по значению словом. Запиши это слово.
Потухнет – _________________________________________________________
10. Определи жанр этого произведения:
1) сказка
2) басня
3) художественный рассказ
4) исторический рассказ
5) научно-познавательный рассказ
11. Представь, что тебе пришло такое письмо от друга.
Недавно я прочитал интересный рассказ Нины Павловой «Котята». В нём рассказывается о том, как три котёнка обхитрили злого пса Буяна. Обязательно прочитай это произведение, потому что оно учит быть смекалистым и принимать правильные решения в трудной ситуации.
Напиши своему другу такое же письмо из 3—4 предложений с рекомендацией прочитать рассказ «Пожар».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12. Какую пословицу скажут вам, если вы быстро и хорошо сможете выполнить какое-либо дело?
____________________________________________________________________
13. Кто из перечисленных коми авторов является поэтом?
1) Нина Куратова 2) Елена Козлова 3) Елена Габова 4) Иван Куратов
14. Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот и объясни его.
Русский язык. 2) Язык проглотить. 3) Язык птиц. 4) Иностранный язык
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»
Какое стихотворение написал Б.Л. Пастернак?
а) «Весна в лесу» б) «Золотая осень» в) «Сентябрь» г) «Бабье лето»
2. Кто написал стихотворение «Лебёдушка»?
а) Д.Б. Кедрин б) С.А. Клычков в) Н.М. Рубцов г) С.А. Есенин
3. Из какого произведения эти строчки?
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня…
а) «Бабье лето» б) «Сентябрь» в) «Весна в лесу» г) «Золотая осень»
4. Из какого стихотворения это сравнение?
Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками.
а) «Весна в лесу» б) «Сентябрь» в) «Бабье лето» г) «Лебёдушка»
5. По данным словам узнай стихотворение.
Утренний, рудый, лом, пикнуть, клохтать, сойка.
а) «Сентябрь» б) «Бабье лето» в) «Весна в лесу» г) «Золотая осень»
6. По нескольким строчкам узнай стихотворение, запиши его название и кто автор.
а) А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные …
б) И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
___________________________________________________________________________
7. Закончи пословицу.
Кто весной потрудился, ….
а) тот заплачет зимой б) так и скот в поле сыт
в) тот осенью повеселится г) тот осенью поленился
8. В строчках стихотворения найти олицетворения и подчеркнуть их.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
9. Допиши имя и отчество автора.
Рубцов _________________________________________________________
Кедрин __________________________________________________________
Клычков __________________________________________________________
Пастернак _________________________________________________________
Есенин ___________________________________________________________
10. В каком из прочитанных стихотворений главным становится повествование о событиях из жизни героев. Укажи название стихотворения и автора.
Проверочная работа по разделу «Страна детства»
А1. Из какого произведения эти строки?
Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.
1) «Елка»
2) «Как я ловил человечков»
3) «Корзина с еловыми шишками»
4) «Мальчики»
А2. Как зовут Житкова?
1) Борис Степанович
3) Константин Георгиевич
2) Степан Борисович
4) Михаил Михайлович
A3. Какое произведение написал Б.С. Житков?
1) «Елка»
2) «Как я ловил человечков»
3) «Корзина с еловыми шишками»
4) «Главные реки»
А4. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?
1) Б.С. Житков 3) КГ. Паустовский
2) М.М. Зощенко 4) В.В. Голявкин
А5. Определите жанр произведения «Елка».
1) повесть 3) басня
2) рассказ 4) сказка
В1. Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они являются.
Висеть, бездельничать, ходить.
1) наслаждаться 3) болтаться
2) смотреть 4) сидеть
В2. Что означает выражение «золотушный ребенок»?
1) золотой ребенок
2) послушный, хороший ребенок
3) больной, истощенный ребенок
4) рыжий ребенок
В3. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».
1) Дагни 3) Леля
2) бабушка 4) внук
В4. Выберите антонимы к слову «худенькие».
1) жирные 3) хорошие
2) толстые 4) тонкие
С1. Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается этот предмет. (Корзина.)
Новая посудина — Вся в дырках.
1) «Корзина с еловыми шишками»
2)«Елка»
3) «Как я ловил человечков»
4) «Мальчики»
С2. Найдите олицетворения из одного произведения.
1) Эхо — как птица пересмешник.
2) Рояль мог петь.
3) Клавиши тосковали, смеялись.
4) Пароходик важно стоял на полке.
СЗ. О каком авторе идет речь?
Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на него, особенно в годы юности, оказал А. Грин.
1) о Б.С. Житкове 3) о М.М. Зощенко
2) о КГ. Паустовском 4) об А.П. Чехове