Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Начала туризма и краеведения» для 1-4 классов составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной образовательной программы НОО;
образовательной программы НОО МКОУ Караваевской ОШ;
учебного плана МКОУ Караваевской ОШ;
положения о рабочей программе МКОУ Караваевской ОШ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Интегрированная образовательная программа общего и дополнительного образования «Начала туризма и краеведения» разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения).
Уникальность учебного предмета «география» открывает возможности создания интегрированной программы дополнительного образования «Начала туризма и краеведения». В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Особенность данной интегрированной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). География – одна из наук, на базе которой развивается современный туризм - приоритетная отрасль экономики России.
Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность, за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
Цель программы внеурочной туристско - краеведческой деятельности - Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность младших школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача.
- Формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни
- Создание « школы движений» включающей формирование и совершенствование жизненно важных умений и навыков.
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры и географии, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.
- Содействие гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские (проблемное обучение, групповое , индивидуальное, дефференцированное);
- Здоровьесберегающие - ОФП, экскурсии в природную среду, экологическое воспитание личности.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой; групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы, наглядный, ТСО.
Основные формы организации учебных занятий:
- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);
- Соревновательные ( соревнования, конкурсы, эстафеты);
- Сюжетно – ролевая игра;
- Занятие - путешествие, экскурсия, ПВД, туристический поход
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа включает четыре раздела:
1.«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изучения предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в учебном плане, описаны ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В пояснительной записке указаны также основные формы образовательного процесса, технологии обучения.
2.«Планируемые результаты учебной деятельности», которые представлены на базовом («обучающийся научится») и повышенном («обучающийся получит возможность научиться») уровнях освоения материала основной школы по физической культуре.
3.«Содержание курса», где представлено изучаемое содержание, разбитое по темам.
4.«Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, указаны контрольные результаты по каждой теме.
АДРЕСНОСТЬ
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты реализации программы
Развитие УУД
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека.
к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; - интерес к изучению истории и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки.
Обучающиеся получат возможность для формирования: - экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма; - умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- рассказывать о месте ОФП в режиме дня младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу экологическое мышление.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- понимать
- «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
- изучать «Кодекс туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма ( пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спорт. Площадке, в природной среде;- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах.
Содержание программы
Вводное занятие -1 час
Поход – знакомство -2 час
Экскурсия в природу -1 час
Туризм и краеведение - 1 часа
Быт и кухня юного туриста -2 часа
Топография и ориентирование на местности - 1час
Преодоление препятствий -1ч.
Туристские узлы -1 ч.
Песни юного туриста - 1ч.
Безопасность юного турист - 1 ч.
Туристская атрибутика - 1 ч.
Подготовка и выпуск стенгазеты -1 ч.
Походы выходного дня - 1 ч.
Туристские игры и ОФП юного туриста - 1 ч.
Легенды и были родного края-1ч.
Итого за год: 17 часов, в 1 полугодии 1 час в неделю
Темы исследований
Мини – исследовательские работы:
1.«Моё любимое дерево»;
2.Моё любимое животное»;
3.«Один день лета»;
4.«Атмосфера над Смоленщиной».
5. «Мое любимое растение Смоленщины»;
6. «Любимый уголок родной природы»;
7. «Знакомая тропинка (описание туристической тропы)»;
8. «Времена года»;
9. «Я – и мое здоровье»;
10. «По туристическим тропам Сычевского района».
Создание буклетов.
Создание презентаций.
Тематическое планирование
№ Занятия | Дата | Тема занятия |
1 | 06.09 | Вводное занятие: беседа о правилах безопасности на занятиях по ОФП в спортивном зале. Туризм и его значение в духовном и физическом развитии ученика. |
2 | 13.09 | Поход - знакомство |
3 | 20.09 | Быт юного туриста |
4 | 27.09 | Кухня юного туриста |
5 | 04.10 | Поход-знакомство |
6 | 11.10 | Экскурсия в природу. |
7 | 18.10 | Легенды и были родного края. |
8 | 25.10 | Туризм и краеведение. |
9 | 08.11 | Ориентирование на местности |
10 | 15.11 | Топография |
11 | 22.11 | Преодоление препятствий |
12 | 29.11 | Туристские узлы и их назначение |
13 | 06.12 | Песни юного туриста |
14 | 13.12 | Безопасность юного туриста. |
15 | 20.12 | ОФП юного туриста |
16 | 22.12 | Туристская атрибутика |
17 | 27.12 | Походы выходного дня |
12