«Формирования читательской грамотности у младших школьников»
Грамотность чтения - что это?
Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Потеря интереса к чтению является одной из самых острых и трудноразрешимых проблем. Одной из причин является коренным образом изменяющаяся информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст - на бумаге или на экране, но оно становится другим - некнижным.
Стратегия жизни уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Жизненный успех стал зависеть не столько от способности читать, сколько от эрудиции, общей культуры, прагматических компетенций. И с этим мнением нельзя не согласиться. Но все исследователи едины в одном: чтение есть и будет основное средством обучения, инструментом познания окружающего мира.
В связи с этим на современном этапе тем важнее становится роль школы, учебного предмета, личного примера учителя в развитии интереса к чтению у младших школьников, в формировании техники чтения, прочного и полноценного навыка грамотного чтения. Чтение - это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины.
Ученик в начальной школе должен получить первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, овладеть техникой и приемами чтения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Основные навыки работы с текстом младшие школьники получают в работе с художественной литературой. Это обусловлено психологическими особенностями обучающихся 1-й ступени. В соответствии со ступенями формирования навыка чтения (знание звуков и букв; слоговое чтение; целостное восприятие слова, фразы; синтетическое чтение - целостное восприятие и понимание текста) формируются уровни восприятия текста. Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия: фрагментарный уровень; констатирующий уровень; уровень «героя»; уровень «идеи». Третий и четвертый уровни восприятия произведения позволят младшему школьнику полноценно овладеть умениями и навыками работы с текстом, необходимыми ему для продолжения образования в основной школе.
Анализ произведения должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.
В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора, идею произведе-ния. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, необходимо давать план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения. Работа по плану анализа любого произведения (стихотворения, рассказа, сказки, басни и т.д.) сначала проводится совместно с учителем. После того, как дети освоят анализ произведения по плану под руководством учителя, его можно давать для самостоятельной работы как в классе, так и дома. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя, способствует выработке самоконтроля Дети приучаются к анализу текста постепенно, овладевая читательскими умениями, воспринимая произведение осознанно, творчески переживая прочитанное.
Только комплексная работа по формированию умений и навыков работы с текстом, информацией по всем предметам даст необходимые результаты. Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Для полноценного развития читательской деятельности ученик должен уметь работать с книгой, произведением. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать разные жанры литературы, удовлетворять познавательный интерес, осваивать и использовать информацию.
По совершенствованию чтения применяю упражнения направленные на развитие речевого аппарата (произношение чистоговорок, скороговорок), упражнения направленные на расширение оперативного поля чтения (на восполнение пропусков букв в словах, чтение текста через слово), упражнения направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия (чтение в парах, групповое чтение, чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст), для развития скорости чтения (упр. «Финиш», «Буксир»).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан - произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Использование в практике всей системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:
- увеличивается объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
- улучшается устойчивость внимания;
- увеличивается словарный запас;
- развивается артикуляционный аппарат.
- у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами;
- уровень понимания текста - высокий;
- чтение выразительное;
- уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности, безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;
Функциональная грамотность – это умения установленного типа, которые развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только тогда, когда учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в группах), учиться общаться («чувство локтя»).
Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания. Использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений.
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.