СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Приемы для формирования читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках биологии»

Формирование читательской грамотности на уроках биологии.

Юсупова А.Ю., учитель биологии и географии

МБОУ «Гимназия №8-Центр образования» Советского района г. Казани.


Читать - значит применять в жизни прочитанное.

 А.Дистервег

В Федеральном государственном образовательном стандарте предъявляются требования к результатам освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования. К ним относятся личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Обязательным компонентом метапредметных результатов является приобретение навыков смыслового чтения, которые позволяет обучающимся понимать и оценивать содержания текста для использования полученной информации в ходе достижения своих целей.

Читательская грамотность в настоящее время рассматривается как одно из важнейших условий эффективного обучения в учебном процессе, поэтому является основой дальнейшего успешного получения новых знаний обучающимися и позволяет весьма легко ориентироваться в современном обществе. Формированию грамотного читателя должно уделяться внимание не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках других дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Урок биологии не являются исключением, учителя способны вносить свой весомый вклад в процессе развития грамотного читателя. Можно выделить 3 уровня читательской грамотности:

  1. Умение найти и извлечь информацию из текста

  2. Возможность интегрирования и интеграции прочитанного

  3. Осмысление и оценивания прочитанного и предлагает опору на знания, опыт. При формировании и развитии читательских умений, которые связаны с интеграцией, интерпретацией и осмыслением, оценкой текста, можно использовать такие приемы, как кластеры, интеллекткарты, фишбоун, бортовой журнал, концептуальная таблица, «найди лишнее», «создай паспорт» и др. Данные приемы позволят, понять концептуальную информацию, смысловую структуру текста, установить связи между событиями, осмыслить информацию.

Как педагог со стажем, мне бы хотелось поделиться с приемами, которые я использую в работе, для формирования читательской грамотности обучающихся и немного рассказать о них.

  • «Кластер» - графическое оформление выделенных смысловых единиц текста и их оформление в определенном порядке в виде грозди. Данный прием можно применять практически по любой теме. Например, при изучении тем: цветковые растения, многообразие членистоногих, клетка, многообразие моллюсков и т.д.

  • «Фишбоун» (рыбный скелет),  голова – вопрос темы (проблема), верхние косточки – основные понятия темы (причины проблемы), нижние косточки – суть понятий (факты, подтверждающие проблему), хвост – ответ на вопрос (вывод). Данный прием использую при изучении таких тем как «Цветок», в 6 классе, «Питание», «Дыхание», «Пищеварение», в 8 классе.

  • «Концептуальная таблица», помогает ребятам систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия. Например, используя материал учебника составить таблицу «Фазы сердечного цикла», «Фазы фотосинтеза», «Митоз и мейоз» и т.д.

  • «Создай паспорт». В данном приеме создается краткое описание животного, растения, биологического процесса, органа. Например, создать паспорт «сердца», «желудка», процесса пищеварения и т.д. Так при составлении «Паспорта сердца» можно использовать следующие характеристики: масса, форма, месторасположение, количество камер, какой системе относится, какие клапаны и где располагаются и т.д.

  • «Интеллекткарта», способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. При изучении темы «Кровообращение», ребята на уроке составляют схемы, устанавливают последовательность движения крови по большому и малому кругов кровообращения.

  • «Найди лишнее». Для закрепления материала, учащимся раздается текст по данной теме, где они должны найти и выделить ошибки, найти лишнее. На основе выше изложенного, нужно отметить, что результатом формирования читательской грамотности есть формирование умений: различать тексты, читать не сплошной текст, переводить информацию в другие кодовые формы, самостоятельно создавать и оформлять текст, оценивать предполагаемые и созданные тексты.

Таким образом, можно отметить, что для достижения высоких результатов в процессе формирования и развития читательской грамотности у обучающихся, необходимо проводить целенаправленную работу на уроках естественнонаучного цикла. Современный учитель должен обладать способностью определять учебные задания, которые формируют и оценивают читательскую грамотность школьников. Уроки биологии, являются весьма эффективными для развития умений, связанных с разными читательскими действиями.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]

  2. Круглова Е.Н. Читательская грамотность как важнейший индикатор функциональной грамотности // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1.

  3. Читательская грамотность школьника (5–9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых [и др.]; под ред. И.Н. Добротиной. М.: Вентана-Граф, 2018.

  4. Формирование читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках биологии. Р.В. Карпенко, Е.В. Каунова. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания»№6189, 30.11. 2023г.