Формирование читательской грамотности на уроках биологии.
Юсупова А.Ю., учитель биологии и географии
МБОУ «Гимназия №8-Центр образования» Советского района г. Казани.
Читать - значит применять в жизни прочитанное.
А.Дистервег
В Федеральном государственном образовательном стандарте предъявляются требования к результатам освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования. К ним относятся личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Обязательным компонентом метапредметных результатов является приобретение навыков смыслового чтения, которые позволяет обучающимся понимать и оценивать содержания текста для использования полученной информации в ходе достижения своих целей.
Читательская грамотность в настоящее время рассматривается как одно из важнейших условий эффективного обучения в учебном процессе, поэтому является основой дальнейшего успешного получения новых знаний обучающимися и позволяет весьма легко ориентироваться в современном обществе. Формированию грамотного читателя должно уделяться внимание не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках других дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Урок биологии не являются исключением, учителя способны вносить свой весомый вклад в процессе развития грамотного читателя. Можно выделить 3 уровня читательской грамотности:
Умение найти и извлечь информацию из текста
Возможность интегрирования и интеграции прочитанного
Осмысление и оценивания прочитанного и предлагает опору на знания, опыт. При формировании и развитии читательских умений, которые связаны с интеграцией, интерпретацией и осмыслением, оценкой текста, можно использовать такие приемы, как кластеры, интеллекткарты, фишбоун, бортовой журнал, концептуальная таблица, «найди лишнее», «создай паспорт» и др. Данные приемы позволят, понять концептуальную информацию, смысловую структуру текста, установить связи между событиями, осмыслить информацию.
Как педагог со стажем, мне бы хотелось поделиться с приемами, которые я использую в работе, для формирования читательской грамотности обучающихся и немного рассказать о них.
«Кластер» - графическое оформление выделенных смысловых единиц текста и их оформление в определенном порядке в виде грозди. Данный прием можно применять практически по любой теме. Например, при изучении тем: цветковые растения, многообразие членистоногих, клетка, многообразие моллюсков и т.д.
«Фишбоун» (рыбный скелет), голова – вопрос темы (проблема), верхние косточки – основные понятия темы (причины проблемы), нижние косточки – суть понятий (факты, подтверждающие проблему), хвост – ответ на вопрос (вывод). Данный прием использую при изучении таких тем как «Цветок», в 6 классе, «Питание», «Дыхание», «Пищеварение», в 8 классе.
«Концептуальная таблица», помогает ребятам систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия. Например, используя материал учебника составить таблицу «Фазы сердечного цикла», «Фазы фотосинтеза», «Митоз и мейоз» и т.д.
«Создай паспорт». В данном приеме создается краткое описание животного, растения, биологического процесса, органа. Например, создать паспорт «сердца», «желудка», процесса пищеварения и т.д. Так при составлении «Паспорта сердца» можно использовать следующие характеристики: масса, форма, месторасположение, количество камер, какой системе относится, какие клапаны и где располагаются и т.д.
«Интеллекткарта», способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. При изучении темы «Кровообращение», ребята на уроке составляют схемы, устанавливают последовательность движения крови по большому и малому кругов кровообращения.
«Найди лишнее». Для закрепления материала, учащимся раздается текст по данной теме, где они должны найти и выделить ошибки, найти лишнее. На основе выше изложенного, нужно отметить, что результатом формирования читательской грамотности есть формирование умений: различать тексты, читать не сплошной текст, переводить информацию в другие кодовые формы, самостоятельно создавать и оформлять текст, оценивать предполагаемые и созданные тексты.
Таким образом, можно отметить, что для достижения высоких результатов в процессе формирования и развития читательской грамотности у обучающихся, необходимо проводить целенаправленную работу на уроках естественнонаучного цикла. Современный учитель должен обладать способностью определять учебные задания, которые формируют и оценивают читательскую грамотность школьников. Уроки биологии, являются весьма эффективными для развития умений, связанных с разными читательскими действиями.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]
Круглова Е.Н. Читательская грамотность как важнейший индикатор функциональной грамотности // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1.
Читательская грамотность школьника (5–9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых [и др.]; под ред. И.Н. Добротиной. М.: Вентана-Граф, 2018.
Формирование читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках биологии. Р.В. Карпенко, Е.В. Каунова. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания»№6189, 30.11. 2023г.