ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Выполнила Литовченко Н.В.
учитель физики
Читательская грамотность — это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение . Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни.
Некоторые умения, которые входят в понятие читательской грамотности:
Поиск информации в тексте . Включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации.
Понимание смысла .
Оценивание качества и достоверности . Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой.
Осмысление содержания и формы . Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора
Обнаружение и устранение противоречий . Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его
Способы организации работы по развитию читательской грамотности на уроках физики:
➢ Выделение ключевых слов, выражений определяющих физический процесс
➢ Выделение информации наиболее значимой для решения задачи (значимое слово или фраза, дающая верное направление решения задачи)
➢ Смысловое значение слов в определениях физических величин, процессов или явлений (работа над пониманием, а не заучиванием). «Потеря» или замена слова приводит к потери смысла
➢ Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде грозди
➢ Создание физического «образа» текста задачи : перевод текста в символы, рисунки, схемы, формулы
➢ Составление задач по схеме, рисунку, графику (умение «читать» таблицы, графики), составление задач по теме – умение выделить основной аспект в теме, включать пройденный материал в новое качество.
➢ Вставление пропущенных слов в текст
➢ Перепутанные абзацы
Задание 1. Прочитать текст и выполнить задания
«Вода»
Вода - одно из самых распространённых веществ на нашей планете. Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.
Воду, полученную из сока, или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество. Молекулы состоят из еще более мелких частиц- атомов. Наименьшая частица воды - это молекула воды .Молекула воды состоит из трех атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода.
Вода может находиться в трех состояниях в твердом(лед), в жидком (вода),и газообразном (водяной пар). В различных состояниях вода обладает разными свойствами.
Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа,(водяной пар) двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются, друг к другу заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. В твердых телах(лед) притяжение между молекулами(атомами) еще больше, чем в жидкостях. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.
В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе - 75%, в рыбе - 80%, а в овощах - более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.
1.Укажите правильный ответ .
- В каком состоянии – твердом, жидком, газообразном – может находиться вода?
1) в твердом 2) в любом 3) в жидком 4) в газообразном
2. В состав молекулы воды входят:
1) два атома кислорода и один атом водорода, 2) два атома водорода и два атома кислорода, 3) один атом кислорода и один атом водорода, 4) два атома водорода и один атом кислорода.
3. Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу или атом?
1) нельзя 2) можно 3) молекулу разделить можно, атом – нельзя, 4)молекулу разделить нельзя, а атом – можно.
4. Чем объясняется текучесть жидкости?
1) быстрым движением молекул. 2) относительно слабым притяжением молекул друг к другу. 3) сильным отталкиванием молекул друг от друга. 4) среди ответов нет верного ответа.
2.Посчитайте
Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человек за год (365 дней). Запиши число в ответе.
3.Вставьте в текст пропущенные слова
Молекулы в жидкости в основном ….. около положений равновесия. Поскольку притяжение между …... жидкости не так велико, то они могут ….. менять свое положение. Поэтому жидкости …... свою форму и принимают форму …... Они …... , их ….... перелить из одного сосуда в другой. Жидкость …. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется ….....
1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд 5) скачки 6) текучи 7) легко 8) молекулы 9) колебаться
Задание 2. Изучить картинки и выполнить задания
1.Ежедневно мы покупаем пищевые продукты. Изготовитель обязан предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Выпиши, какие единые сведения о пищевом продукте должны быть указаны на этикетке.
2.Изучи этикетки и соотнести правый и левый столбик.
Кировский хлеб
Хачапури с сыром
Хранить при t от +2 до+6
Пельмени
Масса 400 г
Творог
Срок годности 24 часа
Хранить только в морозильном шкафу
3.Какой из данных продуктов самый калорийный? Почему?
Задание 3. Графические задачи
По графикам определите скорость движения тел.
На графике показана зависимость изменения длины резинового жгута от приложенной к нему силы. Найти жесткость жгута.
Спасибо за внимание!