СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Кудря Е.А.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

 Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

 Федеральная Образовательная Программа определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность универсальных учебных действий, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.

Приоритетной задачей современного образования является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал.

Указ президента РФ № 204 ОТ 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

ФОП ДО определяет, как первостепенную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности», через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей, через языковые и речевые возможности детей, через поддержку инициативы и самостоятельности, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

В современном динамичном и быстроразвивающемся мире, поток, ежедневно поступающей информации, огромен. Поэтому необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать и выбирать ту, которая нужна. Про какого бы рода информацию мы не говорили, все упирается в чтение.

Чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Читательская грамотность дошкольника – это способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над услышанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

 :

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Можно выделить основные виды читательской грамотности:

коммуникативная грамотность -

свободное владение речью;

способность адекватно понимать чужую устную речь;

самостоятельно выражать свои мысли в устной речи;

информационная грамотность -

умение осуществлять поиск информации из различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность -

это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Какие умения входят в понятие читательской грамотности:

Понимание смысла

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

Оценивание качества и достоверности

Слушая произведение, нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).


Осмысление содержания и формы

Это оценка качества текста, это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, можно обнаружить противоречия между ними. Необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная).

Таким образом, неотъемлемыми компонентами читательской грамотности являются: 

 - нахождение и извлечение информации,

- интегрирование и интерпретирование информации,

- осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать услышанное.

 

Существует пять основных причин, по которым надо читать книги:

-общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта;

-слушая произведения, ребёнок обогащает словарный запас, развивает память и воображение;

- слушая произведения, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально;

-в дальнейшем, успешность ребёнка в учёбе напрямую зависит от его начитанности.

Каковы же механизмы формирования читательской грамотности, которыми необходимо руководствоваться при достижении данной цели.

Личностно-ориентированный механизм — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Данный механизм содержит такие мероприятия как: индивидуальные и фронтальные чтения, беседы, конкурсы, тематические досуги, создание развивающей среды.

Игровой механизм –это воспитательная система, в которую внедряются различные игровые моменты: инсценирования, викторины, различные виды театров. То есть существует огромное количество игровых взаимодействий с детьми, для создания интереса к чтению.

Информационно-коммуникационный – это воспитательная система с применением современных технологий.

И, наконец, проектирование. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования. Стержнем механизма проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников.

 Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать.

В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.)

 Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

   чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

  прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

   беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

   чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

   разучивание стихотворений;

   чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

   проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

  самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

Приемы, используемые для общего понимания текста и ориентации в тексте:

Приём «Викторина»

Приём «Путаница»

Приём «Антиципация» предугадывание содержания по названию

Приём «Книжная полка»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Приём «Чтение с пометками»

Для глубокого и детального понимания содержания текста, используются приемы:

Приём «Путешествие по главам»

Приём «Чтение с остановками»

Приём «Учебный диалог»

Приём «Вслед за персонажем»

Прием «Паспорт героя»

Приём «Ментальная карта»

Приём «Иллюстратор»

Приём «Сравнение произведений»

Приемы для использования информации из текста для различных целей:

Приём «Синквейн»

Приём «Составь задание»

Приём «Карта путешествий литературного героя»

Приём «Проба пера»

Групповые проекты:

Театрализация

Реклама книги

Создание сборника на определённую тему

 Верные и неверные утверждения.

Этот метод нам хорошо знаком, все мы им активно пользуемся. Используя данный метод, мы приучаем малыша внимательно слушать текст, подвергать его постоянному анализу и осмыслению.

Высказывания: у медведя два глаза, верно?

         У медведя один хвост, верно?

         У медведя пять лап, верно?

Прием «Кластер».

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами

Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

 

Последовательность действий при составлении кластера:

1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. 

  «Синквейн»

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам». В педагогической практике основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

Правила построения синквейна

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке

 Примеры синквейнов

Бабушка 

Заботливая, ласковая. 

Жалеет, нянчит, присматривает. 

У бабушки самые вкусные пирожки. 

Семья. 

 

Вишня 

Ароматная, сладкая. 

Цветет, пахнет, зреет. 

Обожаю вишневое варенье. 

Лето. 

 Чтение с остановками

 Применяя данный прием, дети спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко и оригинально, учатся сотрудничать.  

Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.

Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.

    Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.

Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

 

Данный прием имеет следующий алгоритм работы:

 

1 стадия - вызов, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

 

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

 Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

 

3 стадия - рефлексияЗаключительная беседа.

На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы могут быть различными: беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

 

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, синквейн.

 

В чем сложности этого метода:

    Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от педагога отличного знания текста.

 Во-вторых, педагог должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.

 В-третьих, готовясь к занятию, воспитатель читает текст несколько раз.

Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками.

 Второй раз педагог читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений.

         Основная задача, которая стоит перед педагогом, решившим использовать на уроке прием «чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения воспитанников, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить детей размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

  Примерные вопросы приема «чтение с остановками».

·         По названию предположите, о чем будет рассказ?

·          Какие события могут произойти в описанной обстановке?

·          Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

·          Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие чувства у вас возникли?

·          Какие ваши ожидания подтвердились?

·         Что было неожиданным?

·          Как вы думаете, чем закончится рассказ?

·         Как бы вы закончили его?

·          Что будет с героем после событий рассказа?

 

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.

Пример: в кого влюблён Буратино?

Кто поёт песенки и грызёт орешки в «Сказке о царе Салтане»?

«Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.

   Перемешанные события

Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок.

Иногда сам воспитатель может перемешать картинки и выстроить их в определенной последовательности, а дети должны сказать правильно или неправильно они выложены, если нет, то какие картинки надо поменять местами и почему.


Одним из действенных методов формирования предпосылок читательской грамотности является организация театрализованной деятельности дошкольников. Это эффективный способ развития речи, раскрытия творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Константин Дмитриевич Ушинский в своё время сказал замечательные слова: «Читать, это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное — вот в чём главное.»

Чем больше ребенку младшего возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие, ведь основное познание мира через книгу и чтение продолжается от 3 до 6 лет.

 Главное, чтобы мы, работая с дошкольниками смогли заложить основу еще не сформировавшейся личности зерна любви к слову, внимание к тексту, умению выбирать из любого произведения, статьи или предложения, то зерно, ради которого и написано данное произведение, статья или предложение.