СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для педагогв по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

МКДОУ ЦРР – детский сад № 13 г. Россоши   Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста    Подготовила: воспитатель ВКК Пичугина О. В.

МКДОУ ЦРР – детский сад № 13 г. Россоши

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель ВКК

Пичугина О. В.

Читательская грамотность  –это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности

Читательская грамотность  –это не

перелистывание книги, рассматривание

картинок, это умение размышлять над

прочитанным текстом, отбирать

необходимую информацию в огромном

потоке информации и найти ей

применение в своей жизненной

ситуации.

Это первая ступень в

функциональной грамотности

 Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов: пассивного этапа , когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; активного этапа , когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам .    

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа , когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа , когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам .

 

 

Формы работы   по ознакомлению с художественной литературой   Чтение художественных произведений. Беседа после прочтения. Проигрывание ситуаций. Тематические выставки, посвященные творчеству писателей. Театрализация. Придумывание сказок, рассказов. Оформление книжных уголков. Создание «Книжкиной больницы». Выставки рисунков и поделок. Создание книжек-самоделок. Празднование именин произведения. Оформление макетов по мотивам любимых сказок. Создание семейных библиотек. Посещение занятий в библиотеках. Вечера сказок, загадок. Литературные викторины.

Формы работы по ознакомлению с художественной литературой

  • Чтение художественных произведений.
  • Беседа после прочтения.
  • Проигрывание ситуаций.
  • Тематические выставки, посвященные творчеству писателей.
  • Театрализация.
  • Придумывание сказок, рассказов.
  • Оформление книжных уголков.
  • Создание «Книжкиной больницы».
  • Выставки рисунков и поделок.
  • Создание книжек-самоделок.
  • Празднование именин произведения.
  • Оформление макетов по мотивам любимых сказок.
  • Создание семейных библиотек.
  • Посещение занятий в библиотеках.
  • Вечера сказок, загадок.
  • Литературные викторины.
Виды занятий по ознакомлению  с художественной литературой Чтение и рассказывание.  Беседы на литературные темы.  Пересказ от лица литературного героя.  Драматизация литературного произведения.

Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой

  • Чтение и рассказывание.
  • Беседы на литературные темы.
  • Пересказ от лица литературного героя.
  • Драматизация литературного произведения.
Основные методы ознакомления  с художественной литературой Чтение воспитателя по книге или наизусть.  Рассказывание воспитателя.  Инсценирование.  Заучивание наизусть.

Основные методы ознакомления с художественной литературой

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть.
  • Рассказывание воспитателя.
  • Инсценирование.
  • Заучивание наизусть.

Ведущий прием в беседе - вопрос Виды вопросов: Вопросы по содержанию литературного произведения (в старших группах эти вопросы должны быть очень точными, воспроизводить существенные для понимания смысла детали). Вопросы, выясняющие эмоциональное отношение детей к прочитанному. Вопросы, помогающие ребенку установить причинно-следственные связи, раскрыть мотивы поступков героев; Вопросы, обогащающие внимание детей на авторские приемы изображения (язык). Вопросы, помогающие детям осознать авторский замысел произведения. Вопросы, помогающие детям связать личный жизненный опыт с авторским текстом.

Ведущий прием в беседе - вопрос

Виды вопросов:

  • Вопросы по содержанию литературного произведения (в старших группах эти вопросы должны быть очень точными, воспроизводить существенные для понимания смысла детали).
  • Вопросы, выясняющие эмоциональное отношение детей к прочитанному.
  • Вопросы, помогающие ребенку установить причинно-следственные связи, раскрыть мотивы поступков героев;
  • Вопросы, обогащающие внимание детей на авторские приемы изображения (язык).
  • Вопросы, помогающие детям осознать авторский замысел произведения.
  • Вопросы, помогающие детям связать личный жизненный опыт с авторским текстом.
СТОРИТЕЛЛИНГ – это инновационная технология развития речи детей.  « Кубики историй » открывает уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

СТОРИТЕЛЛИНГ

это инновационная технология развития речи детей.

« Кубики историй »

открывает уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КУБИК БЛУМА» ✅ Назови.  Если выпадает эта сторона, то детям предлагают обозначить предметы или явления. Например, назвать главных героев сказки. ✅ Почему . Здесь задаются вопросы, которые показывают причину тех или иных явлений. Например, почему в сказке «Гадкий утенок» был так не любим всеми? ✅ Объясни . Здесь идет уточнение тех проблем, которые возникают в теме. Например, Как ты думаешь, обитатели двора были справедливы к гадкому утенку? ✅ Предложи. Ребенок может предложить свою версию сказки. ✅ Придумай . Проявляется фантазия ребенка. Можно придумать, например, друзей утенку. ✅ Поделись . В данном вопросе дети делятся своими эмоциями по поводу пройденного произведения, выражают свою точку зрения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КУБИК БЛУМА»

Назови. Если выпадает эта сторона, то детям предлагают обозначить предметы или явления. Например, назвать главных героев сказки.

Почему . Здесь задаются вопросы, которые показывают причину тех или иных явлений. Например, почему в сказке «Гадкий утенок» был так не любим всеми?

Объясни . Здесь идет уточнение тех проблем, которые возникают в теме. Например, Как ты думаешь, обитатели двора были справедливы к гадкому утенку?

Предложи. Ребенок может предложить свою версию сказки.

Придумай . Проявляется фантазия ребенка. Можно придумать, например, друзей утенку.

Поделись . В данном вопросе дети делятся своими эмоциями по поводу пройденного произведения, выражают свою точку зрения.

ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГ — это наброски и эскизы по теме, которые помогают ее усвоить и запомнить . Разновидности скрайбинга: 1. Рисованный . Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. 2. Аппликация . На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Магнитный . Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.

ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГ

это наброски и эскизы по теме, которые помогают ее усвоить и запомнить .

Разновидности скрайбинга:

1. Рисованный . Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом.

2. Аппликация . На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

3. Магнитный . Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4. Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ   Этапы: Работа с текстом до чтения. Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом во время чтения. Главная задача взрослого - обеспечить восприятие текста. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. Работа с текстом после чтения. Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Этапы:

Работа с текстом до чтения.

Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Работа с текстом во время чтения.

Главная задача взрослого - обеспечить восприятие текста.

Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения.

Работа с текстом после чтения.

Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ» При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений. ПРИЕМ « ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ • Тонкие вопросы требуют односложного ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как зовут? • Толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? ГОРЯЧИЙ СТУЛ Это прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то детей. Затем задают вопросы по тексту, на которые ребенок, сидящий, должен будет давать развернутые ответы.

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ»

При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений.

ПРИЕМ « ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ

• Тонкие вопросы требуют односложного

ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как зовут?

• Толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…?

ГОРЯЧИЙ СТУЛ

Это прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то детей. Затем задают вопросы по тексту, на которые ребенок, сидящий, должен будет давать развернутые ответы.

Благодарю за внимание!

Благодарю

за внимание!