МКДОУ ЦРР – детский сад № 13 г. Россоши
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель ВКК
Пичугина О. В.
Читательская грамотность –это не
перелистывание книги, рассматривание
картинок, это умение размышлять над
прочитанным текстом, отбирать
необходимую информацию в огромном
потоке информации и найти ей
применение в своей жизненной
ситуации.
Это первая ступень в
функциональной грамотности
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа , когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа , когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам .
Формы работы по ознакомлению с художественной литературой
- Чтение художественных произведений.
- Беседа после прочтения.
- Проигрывание ситуаций.
- Тематические выставки, посвященные творчеству писателей.
- Театрализация.
- Придумывание сказок, рассказов.
- Оформление книжных уголков.
- Создание «Книжкиной больницы».
- Выставки рисунков и поделок.
- Создание книжек-самоделок.
- Празднование именин произведения.
- Оформление макетов по мотивам любимых сказок.
- Создание семейных библиотек.
- Посещение занятий в библиотеках.
- Вечера сказок, загадок.
- Литературные викторины.
Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой
- Чтение и рассказывание.
- Беседы на литературные темы.
- Пересказ от лица литературного героя.
- Драматизация литературного произведения.
Основные методы ознакомления с художественной литературой
- Чтение воспитателя по книге или наизусть.
- Рассказывание воспитателя.
- Инсценирование.
- Заучивание наизусть.
Ведущий прием в беседе - вопрос
Виды вопросов:
- Вопросы по содержанию литературного произведения (в старших группах эти вопросы должны быть очень точными, воспроизводить существенные для понимания смысла детали).
- Вопросы, выясняющие эмоциональное отношение детей к прочитанному.
- Вопросы, помогающие ребенку установить причинно-следственные связи, раскрыть мотивы поступков героев;
- Вопросы, обогащающие внимание детей на авторские приемы изображения (язык).
- Вопросы, помогающие детям осознать авторский замысел произведения.
- Вопросы, помогающие детям связать личный жизненный опыт с авторским текстом.
СТОРИТЕЛЛИНГ –
это инновационная технология развития речи детей.
« Кубики историй »
открывает уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КУБИК БЛУМА»
✅ Назови. Если выпадает эта сторона, то детям предлагают обозначить предметы или явления. Например, назвать главных героев сказки.
✅ Почему . Здесь задаются вопросы, которые показывают причину тех или иных явлений. Например, почему в сказке «Гадкий утенок» был так не любим всеми?
✅ Объясни . Здесь идет уточнение тех проблем, которые возникают в теме. Например, Как ты думаешь, обитатели двора были справедливы к гадкому утенку?
✅ Предложи. Ребенок может предложить свою версию сказки.
✅ Придумай . Проявляется фантазия ребенка. Можно придумать, например, друзей утенку.
✅ Поделись . В данном вопросе дети делятся своими эмоциями по поводу пройденного произведения, выражают свою точку зрения.
ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГ —
это наброски и эскизы по теме, которые помогают ее усвоить и запомнить .
Разновидности скрайбинга:
1. Рисованный . Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом.
2. Аппликация . На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
3. Магнитный . Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
4. Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Этапы:
Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого - обеспечить восприятие текста.
Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения.
Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ»
При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений.
ПРИЕМ « ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ
• Тонкие вопросы требуют односложного
ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как зовут?
• Толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…?
ГОРЯЧИЙ СТУЛ
Это прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то детей. Затем задают вопросы по тексту, на которые ребенок, сидящий, должен будет давать развернутые ответы.
Благодарю
за внимание!