СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста Воспитатель: Кудря Е.А.

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Воспитатель:

Кудря Е.А.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над услышанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Читательская грамотность дошкольника – это:  - способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми. Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над услышанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Читательская грамотность дошкольника – это:

- способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения;

– способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.

Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Этапы формирования читателя в дошкольном возрасте : - пассивный этап, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые; - активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Основные виды читательской грамотности: коммуникативная грамотность; информационная грамотность; деятельностная грамотность. 

Этапы формирования читателя в дошкольном возрасте :

  • - пассивный этап, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • - активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Основные виды читательской грамотности:

  • коммуникативная грамотность;
  • информационная грамотность;
  • деятельностная грамотность. 
Умения, входящие в понятие читательской грамотности: Поиск информации в тексте Понимание смысла Оценивание качества и достоверности Осмысление содержания и формы Обнаружение и устранение противоречий Компоненты читательской грамотности  - нахождение и извлечение информации, - интегрирование и интерпретирование информации, - осмысление и оценивание информации, т. е.  способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Умения, входящие в понятие читательской грамотности:

  • Поиск информации в тексте
  • Понимание смысла
  • Оценивание качества и достоверности
  • Осмысление содержания и формы
  • Обнаружение и устранение противоречий

Компоненты читательской грамотности 

  • - нахождение и извлечение информации,
  • - интегрирование и интерпретирование информации,
  • - осмысление и оценивание информации, т. е.  способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Механизмы формирования читательской грамотности  Личностно – ориентированный механизм Информационно-коммуникационный Проектирование

Механизмы формирования читательской грамотности

Личностно – ориентированный механизм

Информационно-коммуникационный

Проектирование

Методы и приемы формирования читательской грамотности   чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;   прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов; беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному; чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями; разучивание стихотворений; чтение и рассказывание с использованием наглядного материала; проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности; самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

Методы и приемы формирования читательской грамотности

  •   чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  •   прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
  • разучивание стихотворений;
  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
  • проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Приемы для общего понимания текста и ориентации в тексте: Приём «Викторина» Приём «Путаница» Приём «Антиципация» предугадывание содержания по названию Приём «Книжная полка» Прием «Верные и неверные утверждения» Приём «Чтение с пометками»

Приемы для общего понимания текста и ориентации в тексте:

  • Приём «Викторина»
  • Приём «Путаница»
  • Приём «Антиципация» предугадывание содержания по названию
  • Приём «Книжная полка»
  • Прием «Верные и неверные утверждения»
  • Приём «Чтение с пометками»
Приемы для глубокого и детального понимания содержания текста, используются приемы: Приём «Путешествие по главам» Приём «Чтение с остановками» Приём «Учебный диалог» Приём «Вслед за персонажем» Прием «Паспорт героя» Приём «Ментальная карта» Приём «Иллюстратор» Приём «Сравнение произведений»

Приемы для глубокого и детального понимания содержания текста, используются приемы:

  • Приём «Путешествие по главам»
  • Приём «Чтение с остановками»
  • Приём «Учебный диалог»
  • Приём «Вслед за персонажем»
  • Прием «Паспорт героя»
  • Приём «Ментальная карта»
  • Приём «Иллюстратор»
  • Приём «Сравнение произведений»
Приемы для использования информации из текста для различных целей: Приём «Синквейн» Приём «Составь задание» Приём «Карта путешествий литературного героя» Приём «Проба пера» Групповые проекты: Театрализация Реклама книги Создание сборника на определённую тему

Приемы для использования информации из текста для различных целей:

  • Приём «Синквейн»
  • Приём «Составь задание»
  • Приём «Карта путешествий литературного героя»
  • Приём «Проба пера»
  • Групповые проекты:
  • Театрализация
  • Реклама книги
  • Создание сборника на определённую тему
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: эмоциональную отзывчивость; активность и объективность читательского воображения; умение пересказывать; аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  • эмоциональную отзывчивость;
  • активность и объективность читательского воображения;
  • умение пересказывать;
  • аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
  • осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.