Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Воспитатель:
Кудря Е.А.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над услышанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Читательская грамотность дошкольника – это:
- способность аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения;
– способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.
Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Этапы формирования читателя в дошкольном возрасте :
- - пассивный этап, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- - активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Основные виды читательской грамотности:
- коммуникативная грамотность;
- информационная грамотность;
- деятельностная грамотность.
Умения, входящие в понятие читательской грамотности:
- Поиск информации в тексте
- Понимание смысла
- Оценивание качества и достоверности
- Осмысление содержания и формы
- Обнаружение и устранение противоречий
Компоненты читательской грамотности
- - нахождение и извлечение информации,
- - интегрирование и интерпретирование информации,
- - осмысление и оценивание информации, т. е. способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Механизмы формирования читательской грамотности
Личностно – ориентированный механизм
Информационно-коммуникационный
Проектирование
Методы и приемы формирования читательской грамотности
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Приемы для общего понимания текста и ориентации в тексте:
- Приём «Викторина»
- Приём «Путаница»
- Приём «Антиципация» предугадывание содержания по названию
- Приём «Книжная полка»
- Прием «Верные и неверные утверждения»
- Приём «Чтение с пометками»
Приемы для глубокого и детального понимания содержания текста, используются приемы:
- Приём «Путешествие по главам»
- Приём «Чтение с остановками»
- Приём «Учебный диалог»
- Приём «Вслед за персонажем»
- Прием «Паспорт героя»
- Приём «Ментальная карта»
- Приём «Иллюстратор»
- Приём «Сравнение произведений»
Приемы для использования информации из текста для различных целей:
- Приём «Синквейн»
- Приём «Составь задание»
- Приём «Карта путешествий литературного героя»
- Приём «Проба пера»
- Групповые проекты:
- Театрализация
- Реклама книги
- Создание сборника на определённую тему
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.