Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Программа педсовета
- Решение педагогического совета от от 22.11.2023
- 1 . Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. Матвеева В.М старший воспитатель
- 2. Видеоролик « «Приёмы формирования читательской грамотности». Воспитатели ДОО
- 2. Мастер – класс : «Приёмы формирования читательской грамотности». Наймушина Е.В учитель - логопед
- 3. Система работы по формированию читательской грамотности в средней и старшей группе. Воспитатели Евсеева М.С., Виленская В.В
- 4. Литературные, музыкальные, художественные, анимационные произведения для реализации ФОП ДО. Матвеева В.М., Трефилова А.С
Что такое функциональная грамотность?
- Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания
- применять знания и умения
- оценивать знания и умения
- осуществлять саморазвитие
Что входит в функциональную грамотность
Направление
содержание
Читательская грамотность
Способность понимать письменные тексты, использовать, чтобы получать знания и общаться
Естественно -научная грамотность
Способность понимать и ценить значение научного объяснения явлений, логику и алгоритм естественно-научного исследования, научные доказательства
Математическая грамотность
Способность использовать математику в разнообразных практических ситуациях
Финансовая грамотность
Знание и понимание финансовых понятий, которое дает возможность участвовать в экономической жизни
Креативное мышление
Способность генерировать собственные творческие идеи в сфере познания, технического и художественного творчества, проявления и воображения
Глобальные компетенции
Способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях на основе уважения к человечеству
Предпосылки читательской грамотности у дошкольников
- Внимание к звучанию слова;
- • Внимание к значению слова;
- • Внимание к смыслу высказывания;
- • Восприятие на слух и понимание фольклорных и художественных текстов;
- • Умение выразить свои мысли;
- • Умение передать содержание прослушанного текста;
- • Овладение действием звукового анализа;
- • Моделирование звукового состава слова как основа плавного перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению;
- • Сформированность предпосылок учебной деятельности.
Как формировать читательскую грамотность?
Этапы
РППС в группах
Дотекстовый
книги познавательного содержания без текста: животные, машины, профессии, цветы, форма, числа;
Образовательная практика
Текстовый: активное слушание
детские энциклопедии;
Текстовый: самостоятельное чтение
самостоятельное рассматривание;
Детские энциклопедии
Чтение взрослым текста одновременно с рассматриванием иллюстраций
плакаты с алфавитом, магнитная азбука, игры с буквами;
называние изображений и обсуждение со взрослыми в свободной форме
детские атласы
занятия по знакомству с буквами и чтению;
развивающие тетради, программы, видео по знакомству с буквами;
книги для первого самостоятельного чтения;
рисование подписей (отдельные слова);
задания с частичным изображением слов в тексте – рисунками
создание собственных книг;
чтение специальных книг
Главная задача ДОО: сформировать предпосылки читательской грамотности дошкольника (предпосылки функциональной грамотности) для того, чтобы будущий выпускник мог опереться на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе (и далее в жизни).
Кейс методических материалов
Вебинары Е.В Соловьевой
"Методическая мастерская" Елены Соловьевой https://vk.com/centrecontact
Наведи и смотри! QR код для ознакомления с ФОП ДО. Какие книги читать? Какие музыкальные произведения слушать?....
«Детей надо учить тому, что пригодиться им,
когда они вырастут»