Формирование читательской компетентности младших школьников.
Деревякина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Тарбагатай Читинской области
Забайкальского края.
"Нет наслаждения книгой, нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение"
М. С. Соловейчик
В современном мире компьютеры, телевизоры отняли у детей желание читать. Произошло снижение интереса к чтению. Данная ситуация тревожит учителей начальных классов, которая ведёт к низкому уровню читательской грамотности, речевой грамотности, коммуникативной культуры. И влияет на успеваемость обучающего. Современное общество ставит перед образовательным учреждением задачу подготовки человека думающего, способного активно участвовать в жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и активность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература.
Учителем начальных классов работаю 33 года. С 2010 года начала работать по УМК «Гармония». Большое внимание уделяю формированию читательской компетентности младших школьников. Считаю, что читательская компетентность – это постоянно развивающая система знаний, навыков и умений, которая совершенствуется на протяжении всей жизни.
Учебник О.В.Кубасовой формирует навыки чтения, умения ориентироваться в книге и приобретать опыт читательской деятельности.
Курс УМК «Гармония» направлен на обогащение духовно – нравственной сферы младшего школьника, на формирование представлений о добре и зле, справедливости, честности и уважения к культуре всех народов России. Учебный материал данного пособия воспитывает эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению, книге, потребность в общении с книгой. Курс « Литературное чтение» совершенствует умения строить высказывания, вести диалог, развивает творческие способности.
Первым шагом по формированию читательской компетентности, я считаю овладение навыками чтения, которые формируются при обучении грамоте. На данном этапе у первоклассника формируется:
- умение правильно прочитывать слоги, слова;
- навыки осознанного чтения;
- навыки выразительного чтения;
- выдерживать оптимальный темп чтения.
С первых уроков обучения грамоте учу детей овладевать системой действий, умений работать с текстом. Использование методического аппарата (учебник УМК « Гармония», рабочие тетради, тесты) групповых и парных форм работы на уроке (сотрудничества в обучении), творческого подхода, ИКТ – позволили мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения к концу 4 класса. Мои выпускники перешли в пятый класс со следующими результатами:
Таблица результатов уровня сформированности навыка чтения на конец учебного года.
класс | кол-во уч. | Низкий уровень (ниже нормы) | % | Базовый уровень (норма 45-50 сл.) | % | Высокий уровень (выше нормы) | % |
1 кл | 15 уч | 3 уч. | 20% | 9 уч. | 60% | 3 уч. | 20% |
2 кл | 15 уч | 2 уч. | 13% | 9 уч. | 60% | 4 уч. | 26% |
3 кл | 15 уч | 1 уч. | 6.6% | 8 уч. | 53% | 6 уч. | 40% |
4 кл | 15 уч | - | | 8 уч. | 53% | 7 уч. | 47% |
Учебник « Любимые страницы» позволяет строить уроки с использованием разнообразных методов и приёмов, использовать нестандартные формы урока, уроки – проекты, интегрированные уроки. На уроках создаю проблемные ситуации, которые заставляют ребят принимать активное участие в решении проблемных вопросов. На своих уроках использую беседы – дискуссии. Данная форма урока учит детей размышлять, высказывать своё мнение и вдумчивость чтения у детей повысилась.
Любимыми формами работы с текстом стало создание рисованных «диафильмов», обмен книгами и оформление отзывов о прочитанных произведениях, которые благоприятно влияют на формирование и развитие в ребёнке творческих умений и навыков.
Много лет работая в школе, я поняла, что воспитать любовь детей к чтению нельзя, если сами родители не читают книги. Успех развития читательского интереса у детей зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Такое окружение должно быть создано в семье. Важной задачей в моей работе является привлечение родителей к чтению книг, через пропаганду, изучение семейных библиотек, консультации по проблемам детского чтения и подбору литературы, привлечение родителей к организации детских мероприятиям.
В моей работе есть хорошая традиция - привлечение детей и родителей во внеурочную деятельность: кружок «Хочу всё знать» и клуб семейного чтения «Юный книголюб». Мои ребята любят принимать участие в театрализованных представлениях. Третий год ребята выступают на районных конкурсах и занимают первые места.
Огромный вклад в поддержку и развитие читательской деятельности вносит библиотекари школьной и поселковой библиотек. Совместно проводятся праздники, выставки, коллективные чтения и обсуждения прочитанных произведений.
В результате кропотливой и систематической урочной и внеурочной работы у младших школьников наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению, вырабатываются умения работать с разными источниками информации и использовать приобретённые знания для решения жизненных задач.
Литература.
Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г.
Начальная школа. Ежемесячный научно – методический журнал. № 5. 2007 г.
Требования к уровню сформированности навыка чтения. http://ermakova76.ucoz.ru/publ/normy_tekhniki_chtenija/normy_tekhniki_chtenija/5-1-0-53
Формирование читательской компетентности младших школьников.
http://gigabaza.ru/doc/33261.html