СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит методы и приемы развития навыков чтения у младших школьников. Предназначена для учителей начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения»

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст. Другими словами – сформировать читательские компетенции.

На уроках литературного чтения я использую различные технологии: игровые, проблемного обучения, критического мышления, сотрудничества и продуктивного чтения, которые обеспечивают не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

В работе мне помогают следующие приемы, методы и упражнения:

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

С целью формирования навыка владения дыханием и голосом я предлагаю следующие упражнения:

    • Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    • Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

    • В цветочном магазине

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

    • Выдох со счетом

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

    • Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

  Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения, в разделе «Устное народное творчество» очень много подобных текстов.

    • Медвежата

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам , молока б нам.

    • В лифте

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.


2.Для тренировки техники чтения провожу пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

- Приём «Догони меня» применяется при проверке домашней работы, способствует отработке навыков выразительного чтения вслух, развивает беглость чтения.

Один ученик (ведущий) начинает читать из текста любой отрывок, остальные дети ищут место, где он читает, кто нашёл, начинает читать вслух, вместе с ведущим.

- Приём «Вопрос – ответ» проводиться на этапе вторичного восприятия текста, когда ребята уже имеют представление о прочитанном. Эта игра помогает понять, как дети осмыслили текст, позволяет им проявлять свои ораторские способности.

Обучающиеся делятся на две команды, первая придумывает и задаёт вопросы по тексту, а вторая отвечает, аргументирует фактами из текста.

- Приём «Копилка мудрости» используется во время знакомства с текстом, когда встречаются «непонятные слова» или « непонятные выражения».

После первичного чтения произведения для понимания, если обучающиеся затрудняются, они выписывают из текста на карточку слова, которые требуется объяснить. Карточки кладут в «Копилку мудрости», затем, работая с толковым словарём, дежурные по классу зачитывают толкование этих слов. Коллективно обсуждается их значение, приводятся примеры из жизни.

- Приём «Конструктор» используется приём моделирования обложки произведения. Ребята определяют жанр и тему литературного произведения.

Перед ними на парте лежат разноцветные геометрические фигуры, так же ребята пользуются инструкцией, где есть расшифровка, что значит каждая фигура и её цвет.

Из цветных геометрических фигур, они моделируют обложку книги.

ФИГУРА

Красный цвет

Жёлтый цвет

Зелёный цвет

Коричневый цвет

Синий цвет

Квадрат

Рассказ о Родине

Рассказ о детях

Рассказ о природе

Рассказ о животных

Рассказ о волшебстве, приключениях

Прямоугольник

Пословица о Родине

Пословица о детях

Пословица о природе

Пословица о животных

Пословица о волшебстве, приключениях

Треугольник

Стихотворение о Родине

Стихотворение о детях

Стихотворение о природе

Стихотворение о животных

Стихотворение о волшебстве, приключениях

Ромб

Былина, легендао Родине

Былина, легенда о детях

Былина, легенда о природе

Былина, легенда о животных

Былина, легенда о волшебстве, приключениях

Круг

Сказка о Родине

Сказка о детях

Сказка о природе

Сказка о животных

Сказка о волшебстве, приключениях

Треугольник с вопросом

Загадка о Родине

Загадка о детях

Загадка о природе

Загадка о животных

Загадка о волшебстве, приключениях


- Приём «Предсказатели» здесь используют яркие сюжетные произведения, способствующие развитию воображения и дальновидности, выстраиванию логических цепочек и установлению причинно-следственных факторов. Эта игра хорошо проходит на этапе рефлексии.

После ознакомления с текстом, учитель предлагает детям подумать и предсказать, что могло бы быть, если бы какое-то событие не произошло. Рассуждения ребёнка начинаются со слов: «Если бы…».

- Приём «Минутка славы» развивает навыки письменной речи, кругозор, словарный запас обучающихся.

Изучая определённую тему, ребята могут написать авторский рассказ, очерк, сочинить стихотворение, басню, легенду, придумать загадки, пословицы.

На уроках обобщения они выступают со своими произведениями.

- Приём «Это интересно…» проводиться на вводных уроках, где происходит знакомство с биографией автора.

Ученики разбиваются на команды. Каждая команда выбирает литератора. Творческая группа работает с информацией, исследует жизненный путь, готовит презентацию с интересными фактами из его жизни. Сообщение длится 3-5 минут.

- Приём «Звёздный вопрос» позволяет ученикам глубоко изучить литературное произведение. Она используется при проверке домашнего задания или на этапе рефлексии. Детям предлагается придумать интересные вопросы к литературному произведению. После того, как ребёнок задаст вопрос, «цветовым голосованием» выбирается «Звёздный вопрос».

«Красные звёзды» - самый сложный и интересный вопрос.

«Жёлтые звёзды» - самый увлекательный вопрос.

«Зелёные звёзды» - самый красивый вопрос.

3. На уроках литературного чтения я специально создаю проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы, дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Мною было замечено, что вдумчивое чтение у детей повышалось после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Для этого широко применяю различные приемы технологии критического мышления: прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкие вопросы, те, на которые ответить можно определенно. Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Очень нравится прием "Кубик Блума" он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

-Назови. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Например: «Назовите главных героев произведения»

-Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  Например: Почему так случилось?

-Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Например: Ты действительно думаешь, что …? Ты уверен, что…? 

-Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи свой вариант окончания произведения.

-Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что будет, если…..Придумай рифмы к этому слову.

-Поделись —эти вопросы учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Например: Поделись, что ты чувствуешь?


В основе работы с информацией использую следующие приемы ТРКМ:

Прием «Чтение с пометками». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки.

Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит три стадии:

1 стадия вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста иинформации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.

Для активизации ранее полученных знаний широко использую следующие приемы:

Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает?

Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать, определить и пометить.

Прием «Синквэйн». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Чаще всего использую в конце урока или в качестве домашнего задания.

Таким образом, применение различных приемов и технологий направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, развивает умения извлекать все виды текстовой информации, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения.


5. Развитие оперативной памяти

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Можно предложить следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».

         Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.

         Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

  • запишите предложения в обратном порядке;

  • запишите только второе и пятое предложения;

  • запишите предложения с третьего по шестое.

Зайцев Всеволод Николаевич даёт рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях:

1.     Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами,  а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2.     Жужжащее чтение

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3.     Ежеурочные пятиминутки чтения

На каждом уроке в начале дети открывают книгу и в течение 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4.     Чтение пред сном

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением.

5.     Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать)

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6.     Многократность чтения

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки.

7.     Приём стимулирования учащихся

        Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы)

2) предупреждения ошибок чтения, что включает в себя подготовку к чтению:

  • вводная беседа

  • работа с разрезной азбукой (1 класс)

  • разбор трудного слова по составу

  • хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

         Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя.

Проверку осознанности чтения можно проводить в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

  • 1 уровень – фактическое содержание

  • 2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей

  • 3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

         Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.          Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка.