Формирование экологической культуры младшего школьника
Выступление на МО кл. руководителей(1-4кл.) МБОУ СОШ №5 г.
Дата заседания: 19.02.2020
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
экологические знания;
понимание, что природа является источником жизни и красоты;
богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
ответственность за её сохранение;
способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.
Изучение экологии ведется на уроках окружающего по программе А.А. Плешакова. Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы: дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые
задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
Для формирования экологической культуры можно выделить следующие направления работы:
Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц, уборка школьной территории).
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.
Ученики нашего класса участвуют в ежегодной акции «Покормите птиц зимой», «Собери макулатуру – спаси дерево», с помощью родителей делают кормушки и домики для птиц, с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах экологической направленности.
О показателях сформированности экологической культуры ребенка можно судить по следующим проявлениям:
соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;
ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.