СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен мой опыт работы по формированию экологической куьтуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Иванова Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №40» г. Смоленска


Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности


Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб.

Первоосновой формирования экологических знаний, экологической культуры, экологического мышления является начальная школа. Обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, должно учитывать возрастные особенности младших школьников. Чувство красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик.

Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании  период начальной школы.

Главный вклад начальной школы в формирование экологической культуры - это закладка прочной системы базовых знаний, так как знания лежат в основе сознательных поступков человека. И первостепенное значение здесь имеет урочная деятельность.

Каждый учебный предмет вносит определённый вклад в формирование экологической культуры младших школьников, хотя ни для одного из них эта задача не является главной.

Урок с экологическим компонентом нужно строить так, чтобы на нем ученики выступали не только в роли слушателей и исполнителей задач из учебника, а в качестве активных собеседников с учителем и одноклассниками, в роли докладчиков, комментаторов, участников диалога. Ведь именно в таких формах активной учебной деятельности происходит активная социализация школьников.

Учитель должен понимать, что при выполнении заданий, связанных с экологической тематикой, нужно обращать внимание детей не только на проблему охраны природы. Важно знать, как не нарушить взаимосвязи в природе, как грамотно использовать природные богатства, не нарушая естественного баланса, какой может быть деятельность человека в природе. Урок с экологическим содержанием требует решения определенных задач, которые исходят из экологических проблем современного общества.

Итак, обратимся к некоторым учебным курсам и рассмотрим, как на основе материала учебника придать заданиям экологическую направленность.

Например, литературное чтение, 1 класс.

Рассказ Воронковой «Танины дела» помогает рассмотреть экологические связи в природе, взаимосвязь растений и животных в природе, рациональность использования природных богатств.

Казалось бы, как связать маленькое стихотворение Тимофея Белозерова «Тучка» с экологическим компонентом? Во-первых, важно использовать опыт наблюдений детей в природе. Во-вторых, дать элементарные представления о воде как о экологическом факторе. В-третьих, стихотворение дает уникальную возможность подготовить первоклассников к пониманию понятия «экологические системы».

А стихотворение Ладонщикова «Скучать некогда» позволяет построить беседу не только о взаимосвязях между объектами природы, но и о том, что природа – это великий учитель для человека.

И уникальную возможность имеет учитель связать воедино стихи «Тучка» и «Скучать некогда» экологической игрой «Кто кому нужен».

Далее, обратимся к учебному курсу «Математика» разных авторов.

Этот курс создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений. Эмоциональное восприятие сочетается с рациональным.

Так, задача о стрекозе поможет не только вспомнить экологические связи в природе, но и задуматься об охране природы, и о гармонии искусства и природы. Умение учителя – видеть экологический подтекст, который есть во многих задачах, например, в задаче о досках. А ведь при умелом подходе можно заострить внимание учащихся на следующих экологических проблемах:

-человек как потребитель природных богатств;

-разрушение природных экосистем человеком.

Уже в начальной школе необходимо подводить учащихся к пониманию того, что экологические проблемы – это проблемы всего мирового сообщества.

Так, в 4 классе на примере только одной задачи можно выстроить цепочку рассуждений: от проблемы браконьерства к проблеме сохранения исчезающих видов животных и пониманию того, насколько важна среда обитания для конкретного вида животных.

               Немаловажную роль в экологическом образовании играют уроки русского языка. Данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, пробуждает  чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

Во многих учебниках русского языка есть тексты о родниках. Добавим экологическое содержание в знакомые всем нам формы работы. Чтобы ребенку легче было понять экологические связи живого и неживого в природе и осознать, что важнейший экологический фактор для живых существ – вода, проведем словарную работу. А компьютерное оформление поможет более эмоционально и правильно прочувствовать экологический подтекст задания.

Человек может разрушить родник и спасти его. Чтобы осознать это, дети должны понимать, какие действия человека являются разрушительными, а какие – созидательными.

Содержание предметов эстетического цикла позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Большую роль в формировании экологической культуры играет внеурочная деятельность. Здесь ребенок раскрепощен, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность прочувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не выразить своего отношения, и получает импульс к формированию себя как гуманной личности. При этом важно не только доброе и непотребительское отношение к окружаю­щему миру, но, в неменьшей мере, и осозна­ние себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Расскажу о наиболее интересных мероприятиях, проводимых в рамках программ по внеурочной деятельности.

Конкурс кроссвордов «Природа и мы» дал возможность проявить детям творческие способности. Посмотрите, какое интересное оформление работ!

Сколько эмоций, открытий получили дети, участвуя в блиц-турнире «Тайны природы».

Для первоклассников ежегодно мы проводим экологический праздник «Царство цветов».

Многие дети любят фотографировать. Мы использовали это увлечение детей для проведения интересного мероприятия «Фоторепортаж «Покорите птиц». Снимки, сделанные детьми, уникальны. И дети убедились в том, что мир природы – уникален.

Рекламные плакаты «Берегите природу» помогли задуматься младшим школьникам об охране окружающей среды.

Ежегодно наши школьники участвуют в акциях « Птичья столовая» и «Дом для пернатых».

В рамках программы «Азбука экологии» мы проводим интересные мероприятия на тему «Экология в доме», целью которого является изучить экологическую обстановку в доме, найти пути решения экологических проблем в быту и сформировать понимание того, что благоприятная экологическая обстановка в доме – залог здоровья человека.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место. Задача учителя в том, чтобы и на уроках с экологическим содержанием, и во внеурочной деятельности помочь детям понять, что человек на то и является самым сильным существом на земле, чтобы быть защитником всего живого, чтобы не приносить вред, объяснять, что природа беспомощная и мы должны оберегать ее от зла. Ведь и нашим потомкам понадобятся чистые вода и воздух, веселое пение птиц, зеленые леса, плодородные почвы - вся красота земли.




Скачать

© 2017 773 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!