СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя начальных классов. В статье рассказывается о экологическом воспитании младших школьников, о мероприятиях с экологической направленностью, проводимых в начальной школе. Статья адресована, в первую очередь, учителям начальных классов, классным руководителям и педагогам дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры младших школьников»

Формирование экологической культуры младших школьников как основа устойчивого

развития окружающего мира.

Пащенко Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области"

http://sh7.ru

[email protected]

Аннотация

Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя начальных классов. В статье рассказывается о экологическом воспитании младших школьников, о мероприятиях с экологической направленностью, проводимых в начальной школе. Статья адресована, в первую очередь, учителям начальных классов, классным руководителям и педагогам дополнительного образования.

Ключевые слова: экологическое воспитание, поведение, образование, система А.А. Плешакова, мероприятия с экологической тематикой.

Содержание

      1. Экологическая культура.

      2. Экологическое поведение.

      3. Система А.А. Плешакова.

      4. Реализация экологического воспитания.

Мы охотно бережем и охраняем

только то, что любим.

Не зная, нельзя любить…

Экология ... экологические проблемы... глобальное потепление... вымирание животных... исчезновение растений... Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, и возможность человека остаться на нашей планете, или же его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “Экологическая культура” сегодня возложены миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
            Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.  Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности экологического образования следует рассматривать  две позиции: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение

  А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом».  В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы ". Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром в том в ней можно найти отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах -  природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. В основе курса лежит принцип экологизации.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды,  - это значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического воспитания отражено несколько содержательных линий:
* человек - природное существо и член общества;
*многообразие природного и социокультурного окружения человека;
* экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
* труд и поведение человека в окружающей среде;

*влияние экологии на здоровье человека.

 Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуется возрождение интереса к воспитательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. 

Дополнительное образование является той сферой, которая ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. 

Экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста на занятиях по экологии. Например, ребята акцентировали внимание на развитии следующих представлений:
- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
- для чего существуют различные элементы природных сообществ;
- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.

Реализация экологического воспитания в нашей школе идет по следующим направлениям:

Окружающий мир»л В курсе «Окружающего мира»

Защита проектов «Охрана воды», «Охрана воздуха»? «Красная книга»

Плакаты на экологическую тематику

В программе проекта «Афлатун»

Сортировка мусора, сбор макулатуры и пластиковых бутылок.

В рамках внеурочных занятий «Путешествие по родному краю»

Изготовление, развешивание кормушек, а так же кормление птиц в течении зимы

Реализация проекта «Кормушка для птички»

Посещение леса – «Семейный поход»

Изучаем совместно растения нашего леса.

Акция «Трудовой десант»

Сбор мусора на территории «Братские могилы»

Мероприятия экологической направленности в сотрудничестве с туристическим центром

Путешествия «Экологическими тропами»

Мастер-класс «Журавлики»

Участие в городских и всероссийских экологических конкурсах.

В курсах математики, русского языка и литературного чтения

Задачи

  1. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений? Какие предприятия нашего города загрязняют атмосферу?

  2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек?

  3. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

  4. За один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода . Сколько кг углекислого газа поглотит 1га леса и кислорода выделит за неделю ?

Составление и решение задач на экологическую тематику на уроках математики.

Пример текста

Промысловая охота привела к полному исчезновению многих животных, в частности туров - родоначальников крупного рогатого скота. Последний из живших на Земле туров был убит в XVII веке. Истреблялись не только серии туры, зубры или кабаны и медведи. Истреблялись и более мелкие животные. Сильно, например, пострадали птицы.

Списывание текста, исправление ошибок, ответы на вопросы и т.д

Ничего на свете лучше нету, 
Чем беречь любимую планету. 
Чтоб деревья землю украшали, 
Чтоб цветы повсюду расцветали

Составление стихотворений

Экологические знания на протяжении ряда занятий и мероприятий переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания. Только знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание жить в гармонии с окружающим миром, заботиться о его благополучии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!