Формирование экологической культуры младших школьников как основа устойчивого
развития окружающего мира.
Пащенко Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области"
http://sh7.ru
[email protected]
Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя начальных классов. В статье рассказывается о экологическом воспитании младших школьников, о мероприятиях с экологической направленностью, проводимых в начальной школе. Статья адресована, в первую очередь, учителям начальных классов, классным руководителям и педагогам дополнительного образования.
Ключевые слова: экологическое воспитание, поведение, образование, система А.А. Плешакова, мероприятия с экологической тематикой.
Содержание
Экологическая культура.
Экологическое поведение.
Система А.А. Плешакова.
Реализация экологического воспитания.
Мы охотно бережем и охраняем
только то, что любим.
Не зная, нельзя любить…
Экология ... экологические проблемы... глобальное потепление... вымирание животных... исчезновение растений... Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, и возможность человека остаться на нашей планете, или же его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “Экологическая культура” сегодня возложены миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности экологического образования следует рассматривать две позиции: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение
А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы ". Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром в том в ней можно найти отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. В основе курса лежит принцип экологизации.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, - это значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического воспитания отражено несколько содержательных линий:
* человек - природное существо и член общества;
*многообразие природного и социокультурного окружения человека;
* экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
* труд и поведение человека в окружающей среде;
*влияние экологии на здоровье человека.
Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуется возрождение интереса к воспитательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Дополнительное образование является той сферой, которая ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
Экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста на занятиях по экологии. Например, ребята акцентировали внимание на развитии следующих представлений:
- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
- для чего существуют различные элементы природных сообществ;
- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.
Реализация экологического воспитания в нашей школе идет по следующим направлениям:
Окружающий мир»л В курсе «Окружающего мира» |
| Защита проектов «Охрана воды», «Охрана воздуха»? «Красная книга» |
| Плакаты на экологическую тематику |
В программе проекта «Афлатун» |
| Сортировка мусора, сбор макулатуры и пластиковых бутылок. |
В рамках внеурочных занятий «Путешествие по родному краю» |
| Изготовление, развешивание кормушек, а так же кормление птиц в течении зимы Реализация проекта «Кормушка для птички» |
Посещение леса – «Семейный поход» |
| Изучаем совместно растения нашего леса. |
Акция «Трудовой десант» |
| Сбор мусора на территории «Братские могилы» |
Мероприятия экологической направленности в сотрудничестве с туристическим центром |
| Путешествия «Экологическими тропами» |
| Мастер-класс «Журавлики» |
Участие в городских и всероссийских экологических конкурсах. |
В курсах математики, русского языка и литературного чтения |
Задачи Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений? Какие предприятия нашего города загрязняют атмосферу? Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек? В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? За один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода . Сколько кг углекислого газа поглотит 1га леса и кислорода выделит за неделю ? | Составление и решение задач на экологическую тематику на уроках математики. |
Пример текста Промысловая охота привела к полному исчезновению многих животных, в частности туров - родоначальников крупного рогатого скота. Последний из живших на Земле туров был убит в XVII веке. Истреблялись не только серии туры, зубры или кабаны и медведи. Истреблялись и более мелкие животные. Сильно, например, пострадали птицы. | Списывание текста, исправление ошибок, ответы на вопросы и т.д |
Ничего на свете лучше нету, Чем беречь любимую планету. Чтоб деревья землю украшали, Чтоб цветы повсюду расцветали | Составление стихотворений |
Экологические знания на протяжении ряда занятий и мероприятий переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания. Только знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание жить в гармонии с окружающим миром, заботиться о его благополучии.