Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности»
Формирование функциональной грамотности
по обществознанию
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.
Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
- Функционально грамотный человек – этот тот, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности
Функциональная грамотность сегодня -это базовое образование личности.
Ребенок должен обладать:
- - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- - возможностью решать различные учебные и жизненные задачи;
- - способностью строить социальные отношения.
Ролевые игры. 6 класс. Урок обществознания. Тема «Общение». Задание для учащихся : работая в парах, разыграть в лицах диалоги, демонстрирующие разные стили общения:
- - деловое общение;
- - общение родителей и детей;
- - дружеское общение и т. п.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».
- Задание для учащихся : работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).
Задание на уроке обществознания и права тема «Судебный процесс» в формате ролевой игры
После изучения темы судебный процесс, для закрепления изученной темы, учащимся предлагается подготовиться к ролевой игре. На уроке выбираются: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, пострадавший, 4 свидетеля (2-защита, 2-обвинение), суд присяжных, представители прессы. Школьники получают карточки, в которых описаны их роли, их характер и судебная ситуация.Учащимся дается 10 минут, для того, чтобы ознакомиться с рассматриваемым делом и собственной ролью, сделать при необходимости записи.
Задачи
- Вам предстоит долгий учебный день, и решаете перекусить в школьной столовой у вас с собой 90 рублей. Вберите обед из трех блюд (первое, второе и напиток), который можете купить. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один вариант обеда. Рассмотрите другие варианты и обсудите их в паре.
- Ваш ежемесячный доход составляет 25 000 рублей. Вы хотите приобрести автомобиль, который стоит 400 000 рублей. Сколько времени вам понадобится, чтобы достичь своей цели, сберегая 10% от дохода?
- Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества является одним из значимых направлений модернизации системы образования.
- В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
Таким образом, можно обозначить проблемы, на которые следует обратить внимание при развитии функциональной грамотности:
- • низкий уровень практических навыков, отсутствие практико-ориентированного подхода в обучении;
- • неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение домашних заданий;
- • формальное изучение предмета;
- • невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий.