СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии направлен на формирование естественно научной грамотности у учащихся средней школы

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности»

Урок «Водоросли, их значение в природе и жизни человека».


Класс :

Дата :08.11.2023

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: показать многообразие водорослей, их особенности, значение в природе и жизни человека развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, предмето-речевые навыки, умение работать со логико-смысловыми схемами воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение работать в коллективе

Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, интерактивные, критического мышления.

Решаемые проблемы:

Значение водорослей в природе и жизни человека.

Предметные результаты:

1. Закрепить умение отличать водоросли от других изученных растений;

2. Закрепить умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

3. Закрепить умение понимать смысл биологических терминов: слоевище (таллом) водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

- Формировать умение вести диалог;

-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, наглядным пособием, презентацией.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку и психологический настрой).


  1. Актуализация знаний и способов действий. Проверка знаний учащихся материала предыдущей темы.

- Эти растения используют японцы более 300 лет.

-Эти растения бывают до 50 м.

-Благодаря им сформировалась кислородно – азотная атмосфера.

Что это за растения?

Заполнение рабочего листа урока.

1. Заполнить схемы.Задания для самопроверки по слайдам

-Где обитают водоросли?

- Какие отделы выделяют у водорослей?

2 Ответить на вопросы отвечая да(+) или нет (-). Задания для взаимопроверки

  1. Водоросли - это низшие растения?

  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?

  3. Водоросли имеют органы?

  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?

  5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?

  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?

  7. Ризоиды – это корни водорослей?

  8. Клетка водоросли имеет ядро?

  9. При половом размножении образуются гаметы?

  10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

Спасибо за работу подводим итоги , выставляем себе в рабочих листах оценки.

3.Постановка учебной задачи. Мы с вами продолжаем говорить о водорослях

  1. Некоторые из них – компоненты важных лекарств.

  2. Применяют в фармакологии и косметологии.

  3. Они формируют море, какое? , которое не имеет берегов.

  4. Из них добывают заменитель желатина и производят полезные сладости?

Как будет звучать тема урока?

Значение водорослей в природе и жизни человека.

Запишем тему в рабочие листы.

Какие задачи мы для себя сегодня поставим?

  1. Какое значение водоросли имеют в природе.

  2. Какое значение водоросли имеют в жизни человека.

Решаем первую задачу для этого работаем сегодня в группах, каждая группа поработав с текстом сформулирует значение водорослей в природе. По ходу выступлений заполняем таблицу в рабочих листах урока.

А как вы думаете водоросли будут давать природе только пользу или вред тоже будут приносить.

5 групп работают с текстом.


«+»

Полезность водорослей.


« - »

Причиняемый вред.

  1. Формирование современной атмосферы, насыщение воды и атмосферы кислородом

  2. Питание для рыб и животных, местообитание.

  3. Климатконтроль

1.Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Гибель рыбы.

2.Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные.

3.Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.



Значение водорослей в природе мы рассмотрели, а сейчас давайте обратимся к значению водорослей в жизни человек, то есть решим вторую задачу нашего урока. Каждая группа поработав с текстом сформулирует значение водорослей в жизни человека. По ходу выступлений заполняем таблицу в рабочих листах урока.

Промышленность

Продукты

Пищевая

  1. Продукты питания

  2. Консерванты, загустители

  3. Корм для с\х животных

Фармакалогия

  1. Лекарства, БАДы

  2. Косметалогия(крема, маски и т.д.)

Химическая

  1. Клей

  2. Бумага

  3. Резина

  4. Удобрения

Энергетическая

  1. Биотопливо

Водная

  1. Биоиндикация


Мы можем сказать , что водоросли имеют очень большое значение и широкое применение в жизни человека?

Давайте попробуем решить еще один вопрос на сколько это экономически выгодно и безопасно для человека.

Для этого рассмотрим некоторые ситуации.

Хлорелла – одноклеточная зелёная водоросль с высокой активностью фотосинтеза, в процессе которого из углекислого газа и воды создаются органические вещества. Источником энергии для фотосинтеза служит солнечный или искусственный свет. Для получения биомассы (органического вещества) хлореллу выращивают в открытых бассейнах или в закрытых биореакторах – системах прозрачных ёмкостей (труб, аквариумов), внутри которых циркулирует питательная среда с микроводорослями.

1. Хлорелла пригодна для того, чтобы употреблять её в качестве пищи прямо в натуральном виде без предобработки. По своей питательности эта водоросль не уступает мясу и значительно превосходит пшеницу. Если в пшенице содержится 12% белка, то в хлорелле его более 50%. Поэтому хлорелла активно используется в качестве пищевой добавки и добавки к кормам для животных и птиц.

Для взрослого человека среднего возраста рекомендованы следующие нормы употребления белков, жиров и углеводов для разных типов диеты (см. рисунок).

 

 

При какой диете употребление пищевых добавок из хлореллы рекомендовано человеку в наибольшей степени?

2. Рассчитайте, какова будет масса хлореллы в бассейне для культивирования через пять суток наблюдений, если известно, что за сутки она увеличивается в десять раз. Исходная масса хлореллы в водоёме –– 20 кг.

3. На Международной космической станции (МКС) приступили к уникальному эксперименту с биореактором, который образно называют «кормильцем» космонавтов. Этот эксперимент был утверждён на 69-м Международном конгрессе аэронавтики. Планируется, что прибор создаст замкнутую систему жизнеобеспечения на станции благодаря жизнедеятельности микроводоросли хлореллы. Водоросль будет осуществлять процесс фотосинтеза, при котором из углекислого газа и воды создаются органические вещества. Первостепенным в выборе именно хлореллы для «полёта в космос» было то, что она не образует ядовитых веществ или продуктов разложения.

 

Какую пользу для космонавтов сможет принести такой биореактор, установленный на МКС? Выберите все верные ответы.

  

 1) 

Хлорелла будет использоваться в биотуалетах для переработки мочи.

  

 2) 

Хлорелла будет снижать концентрацию углекислого газа в воздухе, который выдыхают космонавты.

  

 3) 

Хлорелла будет создавать съедобную биомассу для питания космонавтов.

  

 4) 

Хлорелла позволит космонавтам активно набирать вес для выживания
в условиях невесомости.

  

 5) 

Хлорелла сможет восполнять запасы кислорода для дыхания космонавтов.

  

 6) 

Хлорелла будет использоваться как лекарство для устранения последствий космических перегрузок.


4. Современное жидкое топливо представляет собой либо спирты, либо углеводороды, полученные при переработке угля, нефти, природного газа или торфа. На данный момент развиваются технологии производства биодизеля в биореакторах, в которых водоросль хлорелла, усваивая углекислый газ в процессе фотосинтеза, вырабатывает жиры. После очистки жиров получается биодизельное топливо. Современные биореакторы ускоряют процесс фотосинтеза до степени, когда производство биодизеля становится экономически обоснованным и прибыльным.

 

Какие экологические проблемы современного мира сможет решить переход всех типов транспорта и тепловых электростанций на биодизельное топливо из хлореллы? Ответьте «решит» или «не решит» для каждой экологической проблемы.


 

Экологические проблемы

Решит

Не решит

Сведение к нулю вероятности разлива жидких углеводородов при их транспортировке

 

 

Разрушение почвенного покрова при разработке месторождений каменного угля

 

 

Опустынивание территорий в результате вырубки лесов

 

 

Уменьшение запасов пресной воды

 

 



Ламинария

Ламинария (лат. Laminaria), или «морская капуста» – род морских бурых водорослей, многие виды которого употребляются в пищу, используются в косметологии и фармакологии.

Тело водоросли достигает длину 20 метров, представляет собой слоевище в виде цельной или рассечённой пластинки. Роль корней выполняет специальная присоска, которой водоросль прикрепляется к грунту.

Одним из важных компонентов ламинарии является альгин, состоящий из альгината натрия и альгициновой кислоты.




Альгинат натрия используется в пищевой промышленности под кодом Е401 европейской системы. Эту пищевую добавку используют в качестве загустителя для повышения вязкости веществ. Для извлечения альгината из водорослей применяют вымачивание в щелочном растворе. В дальнейшем щёлочь полностью вымывается, поэтому Е401 можно отнести к категории полностью натуральных добавок. Пищевая добавка Е401 разрешена для производства детского диетического питания.





 

1. Есть ли в составе мясного изделия «Колбаски копчёные» альгинат натрия? Ответ поясните.

 


 

2. Для производства каких продуктов может быть использован альгинат натрия? Отметьте «да» или «нет» для каждого продукта в таблице.

 

Продукт

Да

Нет

Абрикосовый джем

 

 

Майонез

 

 

Гречневая крупа

 

 

Квас

 

 

Пастила

 

 

 

Молодцы, давайте подведем итоги .Производство из водорослей экономически оправдано?

А безопасно ли это для человека?

Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

Рефлексия

Выбери и раскрась смайл.


- на уроке было комфортно и всё понятно


- на уроке немного затруднялся, не всё понятно


- на уроке было трудно, ничего не понял





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!