Урок «Водоросли, их значение в природе и жизни человека».
Класс : 7в
Дата :08.11.2023
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: показать многообразие водорослей, их особенности, значение в природе и жизни человека развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, предмето-речевые навыки, умение работать со логико-смысловыми схемами воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение работать в коллективе
Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, интерактивные, критического мышления.
Решаемые проблемы:
Значение водорослей в природе и жизни человека.
Предметные результаты:
1. Закрепить умение отличать водоросли от других изученных растений;
2. Закрепить умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
3. Закрепить умение понимать смысл биологических терминов: слоевище (таллом) водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;
- Формировать умение вести диалог;
-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, наглядным пособием, презентацией.
ХОД УРОКА:
Организационный момент (проверка готовности к уроку и психологический настрой).
Актуализация знаний и способов действий. Проверка знаний учащихся материала предыдущей темы.
- Эти растения используют японцы более 300 лет.
-Эти растения бывают до 50 м.
-Благодаря им сформировалась кислородно – азотная атмосфера.
Что это за растения?
Заполнение рабочего листа урока.
1. Заполнить схемы.Задания для самопроверки по слайдам
-Где обитают водоросли?
- Какие отделы выделяют у водорослей?
2 Ответить на вопросы отвечая да(+) или нет (-). Задания для взаимопроверки
Водоросли - это низшие растения?
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
Водоросли имеют органы?
На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
По способу питания большинство водорослей автотрофы?
Водоросли живут в симбиозе с грибами?
Ризоиды – это корни водорослей?
Клетка водоросли имеет ядро?
При половом размножении образуются гаметы?
Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?
Спасибо за работу подводим итоги , выставляем себе в рабочих листах оценки.
3.Постановка учебной задачи. Мы с вами продолжаем говорить о водорослях
Некоторые из них – компоненты важных лекарств.
Применяют в фармакологии и косметологии.
Они формируют море, какое? , которое не имеет берегов.
Из них добывают заменитель желатина и производят полезные сладости?
Как будет звучать тема урока?
Значение водорослей в природе и жизни человека.
Запишем тему в рабочие листы.
Какие задачи мы для себя сегодня поставим?
Какое значение водоросли имеют в природе.
Какое значение водоросли имеют в жизни человека.
Решаем первую задачу для этого работаем сегодня в группах, каждая группа поработав с текстом сформулирует значение водорослей в природе. По ходу выступлений заполняем таблицу в рабочих листах урока.
А как вы думаете водоросли будут давать природе только пользу или вред тоже будут приносить.
5 групп работают с текстом.
«+» Полезность водорослей. | « - » Причиняемый вред. |
Формирование современной атмосферы, насыщение воды и атмосферы кислородом Питание для рыб и животных, местообитание. Климатконтроль | 1.Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах. Гибель рыбы. 2.Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. 3.Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений. |
Значение водорослей в природе мы рассмотрели, а сейчас давайте обратимся к значению водорослей в жизни человек, то есть решим вторую задачу нашего урока. Каждая группа поработав с текстом сформулирует значение водорослей в жизни человека. По ходу выступлений заполняем таблицу в рабочих листах урока.
Промышленность | Продукты |
Пищевая | Продукты питания Консерванты, загустители Корм для с\х животных |
Фармакалогия | Лекарства, БАДы Косметалогия(крема, маски и т.д.) |
Химическая | Клей Бумага Резина Удобрения |
Энергетическая | Биотопливо |
Водная | Биоиндикация |
Мы можем сказать , что водоросли имеют очень большое значение и широкое применение в жизни человека?
Давайте попробуем решить еще один вопрос на сколько это экономически выгодно и безопасно для человека.
Для этого рассмотрим некоторые ситуации.
Хлорелла – одноклеточная зелёная водоросль с высокой активностью фотосинтеза, в процессе которого из углекислого газа и воды создаются органические вещества. Источником энергии для фотосинтеза служит солнечный или искусственный свет. Для получения биомассы (органического вещества) хлореллу выращивают в открытых бассейнах или в закрытых биореакторах – системах прозрачных ёмкостей (труб, аквариумов), внутри которых циркулирует питательная среда с микроводорослями.
1. Хлорелла пригодна для того, чтобы употреблять её в качестве пищи прямо в натуральном виде без предобработки. По своей питательности эта водоросль не уступает мясу и значительно превосходит пшеницу. Если в пшенице содержится 12% белка, то в хлорелле его более 50%. Поэтому хлорелла активно используется в качестве пищевой добавки и добавки к кормам для животных и птиц.
Для взрослого человека среднего возраста рекомендованы следующие нормы употребления белков, жиров и углеводов для разных типов диеты (см. рисунок).
При какой диете употребление пищевых добавок из хлореллы рекомендовано человеку в наибольшей степени?
2. Рассчитайте, какова будет масса хлореллы в бассейне для культивирования через пять суток наблюдений, если известно, что за сутки она увеличивается в десять раз. Исходная масса хлореллы в водоёме –– 20 кг.
3. На Международной космической станции (МКС) приступили к уникальному эксперименту с биореактором, который образно называют «кормильцем» космонавтов. Этот эксперимент был утверждён на 69-м Международном конгрессе аэронавтики. Планируется, что прибор создаст замкнутую систему жизнеобеспечения на станции благодаря жизнедеятельности микроводоросли хлореллы. Водоросль будет осуществлять процесс фотосинтеза, при котором из углекислого газа и воды создаются органические вещества. Первостепенным в выборе именно хлореллы для «полёта в космос» было то, что она не образует ядовитых веществ или продуктов разложения. Какую пользу для космонавтов сможет принести такой биореактор, установленный на МКС? Выберите все верные ответы. |
| 1) | Хлорелла будет использоваться в биотуалетах для переработки мочи. | | 2) | Хлорелла будет снижать концентрацию углекислого газа в воздухе, который выдыхают космонавты. | | 3) | Хлорелла будет создавать съедобную биомассу для питания космонавтов. | | 4) | Хлорелла позволит космонавтам активно набирать вес для выживания в условиях невесомости. | | 5) | Хлорелла сможет восполнять запасы кислорода для дыхания космонавтов. | | 6) | Хлорелла будет использоваться как лекарство для устранения последствий космических перегрузок. | |
4. Современное жидкое топливо представляет собой либо спирты, либо углеводороды, полученные при переработке угля, нефти, природного газа или торфа. На данный момент развиваются технологии производства биодизеля в биореакторах, в которых водоросль хлорелла, усваивая углекислый газ в процессе фотосинтеза, вырабатывает жиры. После очистки жиров получается биодизельное топливо. Современные биореакторы ускоряют процесс фотосинтеза до степени, когда производство биодизеля становится экономически обоснованным и прибыльным. Какие экологические проблемы современного мира сможет решить переход всех типов транспорта и тепловых электростанций на биодизельное топливо из хлореллы? Ответьте «решит» или «не решит» для каждой экологической проблемы. Экологические проблемы | Решит | Не решит | Сведение к нулю вероятности разлива жидких углеводородов при их транспортировке | | | Разрушение почвенного покрова при разработке месторождений каменного угля | | | Опустынивание территорий в результате вырубки лесов | | | Уменьшение запасов пресной воды | | | |
Ламинария
Ламинария (лат. Laminaria), или «морская капуста» – род морских бурых водорослей, многие виды которого употребляются в пищу, используются в косметологии и фармакологии. Тело водоросли достигает длину 20 метров, представляет собой слоевище в виде цельной или рассечённой пластинки. Роль корней выполняет специальная присоска, которой водоросль прикрепляется к грунту. Одним из важных компонентов ламинарии является альгин, состоящий из альгината натрия и альгициновой кислоты. | |
| |
Альгинат натрия используется в пищевой промышленности под кодом Е401 европейской системы. Эту пищевую добавку используют в качестве загустителя для повышения вязкости веществ. Для извлечения альгината из водорослей применяют вымачивание в щелочном растворе. В дальнейшем щёлочь полностью вымывается, поэтому Е401 можно отнести к категории полностью натуральных добавок. Пищевая добавка Е401 разрешена для производства детского диетического питания. | |
| | |
1. Есть ли в составе мясного изделия «Колбаски копчёные» альгинат натрия? Ответ поясните. |
2. Для производства каких продуктов может быть использован альгинат натрия? Отметьте «да» или «нет» для каждого продукта в таблице.
Продукт | Да | Нет |
Абрикосовый джем | | |
Майонез | | |
Гречневая крупа | | |
Квас | | |
Пастила | | |
Молодцы, давайте подведем итоги .Производство из водорослей экономически оправдано?
А безопасно ли это для человека?
Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.
Рефлексия
Выбери и раскрась смайл.
- на уроке было комфортно и всё понятно
- на уроке немного затруднялся, не всё понятно
- на уроке было трудно, ничего не понял