Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
« Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики »
Винникова Ирина Александровна,
учитель математики
ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К. Д. Ушинский
- ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (PISA: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И ДР.)
- СОЗДАНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПОЗИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗА СЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ И ТРЕБОВАНИЙ 21 ВЕКА
Функциональная грамотность
- « Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев
Составляющие функциональной грамотности
Естественнонаучная
Финансовая
Читательская
Функциональная грамотность
Математическая
Критическое мышление
4
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТОИТ В ОСНОВЕ САМОЙ МАТЕМАТИКИ
- Формирование и развитие функциональной грамотности школьников выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
- Функциональная грамотность – это ключевые умения, которые позволяют использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
- В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики.
4
СТРУКТУРА ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
4
Уровни математической грамотности
Применяют математические концепции и проводят операции для решения незнакомых задач. Объясняют ход решения. Выбирают, сравнивают, оценивают, аргументируют стратегию решения…
5
Ученики выбирают и объединяют информацию, проводят анализ практических задач. Используют ограниченный диапазон умений и могут рассуждать в прямом контексте, аргументируют действия…
4
Могут следовать подробному алгоритму решений, кратко аргументируя свои действия. Простейшие интерпретации результатов и базовые рассуждения…
3
Решают задачи, в которых требуется прямое умозаключение на основе применения простейших алгоритмов, формул, действий, правил…
2
Справляются с простейшими действиями, если задача имеет явно заданную ситуацию и дан пошаговый алгоритм решения…
1
4
Наивысший уровень математической грамотности
Школьник обобщает, использует информацию на основе своих исследований и моделирования сложных задач. Использует знания в нестандартных контекстах
6-й уровень
Связывает различные источники информации и представления, плавно переходит от одного к другому. Способен к продвинутому математическому мышлению и рассуждению
Применяют свое понимание и навыки символических и формальных математических операций функций, чтобы развить новые подходы и стратегии решения задач
Анализируют свои действия, формулируют и точно сообщают о своих решениях относительно личных выводов, об их соответствии исходной ситуации
8
8
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Оценить результат!
8
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
8
ДВИЖЕНИЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
8
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через:
формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
- Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- Для построения и исследования простейших математических моделей;
- Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- Для интерпретации графиков реальных процессов;
- Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач
8
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
№ 99568
Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?
Пусть х - общий доход семьи Рассмотрим уравнения (М-доход мужа, Ж-доход жены, Д- доход дочери) 1. М + Ж + Д = х 2. 2М + Ж + Д = 1,67х 3. М + Ж + Д/3 = 0,96х Из 2-го уравнения вычитаем 1-е уравнение М = 0,67х Из 1-го уравнения вычитаем 3-е уравнение 2Д/3 = 0,04х Д = 0,06х Отсюда Ж = х - М - Д = х - 0,67х - 0,06х = 0,27х Ответ: 27%
8
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
8
ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД –
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
8
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ :
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
8
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- - развивать мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
- - актуализировать и интегрировать предметные знания и умения с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
- - сформировать универсальные учебные действия;
- - подготовить учащихся к решению базовых заданий ЕГЭ.
8
Формула функциональной грамотности
8
Спасибо за сотрудничество! Желаю удачи и новых высот в процессе обучения !
8