СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полноценная жизнь школьника в современном обществе зависит не столько от освоенных им знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он сможет решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья.В данном докладе я раскрою понятие "функциональной грамотности" с точки зрения предмета ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ»

Развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ


Полноценная жизнь школьника в современном обществе зависит не столько от

освоенных им знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем,

которые он сможет решить эффективно с минимальными затратами собственных

жизненных сил и здоровья.

Что же такое «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» с точки зрения

предмета ОБЖ?

Грамотность - это подготовка ученика такого уровня, чтобы попадая в

проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать

рациональный способ, обосновав своё решение.

Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.

Для развития функциональной грамотности, большое влияние имеет решение

нестандартных задач на уроках ОБЖ, развитие умения анализировать конкретные

ситуации, уметь применять полученные знания в жизни. Ведь именно жизнь

является основным экзаменом предмета ОБЖ.

Примеры форм работы по формированию

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках ОБЖ.

Учащимся предлагается решить задачу:

Во время летнего жаркого дня, группа подростков отдыхала на водоеме. Один

из подростков пошел купаться в водоем, подойдя к водоему, подросток упал.

-Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.

При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована

читательская грамотность, обычно допускают следующие ошибки:

• Усаживают или кладут под голову валик

• Хлопают по щекам

• Дают нюхать нашатырный спирт

• Поливают водой

И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что если правильно и

своевременно не оказать помощь пострадавшему, этот случай может привести к

необратимым последствиям. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст, и

стараются получить из него максимум полезной информации.

Правильное решение задачи:

- При обмороке в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь и

оценить состояние человека, то есть определить, дышит ли он и есть ли пульс, а

также проверить реакцию зрачков на свет.

- Необходимо перенести пострадавшего в тень или прохладное место.

- Пострадавшего следует правильно уложить, а именно на спину, на ровную

поверхность. Ноги следует несколько приподнять (подложить под ноги подушку,

свернутое одеяло, сумку и так далее). Это способствует оттоку крови из нижней

части тела и поступлению ее в головной мозг.

- Голову следует повернуть на бок, это поможет избежать закупорки верхних

дыхательных путей рвотными массами.

- Расстегнуть стесняющую одежду. Обмахивать лицо импровизированным

опахалом (например, журналом). Если обморок произошел в помещении, то открыть

окно или дверь. Не допускать большого скопления народа возле пострадавшего, это

затруднит доступ свежего воздуха к нему.

- Растереть ушные раковины. Это провоцирует приток крови к голове. Также

следует растереть руки и стопы, чтобы улучшить циркуляцию крови.

- Ватой, смоченной нашатырным спиртом, протереть виски человека.

- Приложить к голове холодный компресс. Тело обтереть холодной водой,

начиная с области сердца, или обернуть влажной простыней.

- Если у человека наблюдается остановка дыхания и пульса, то следует

приступить к выполнению сердечно-легочной реанимации. Человек должен лежать

на ровной и твердой поверхности. Выполняют непрямой массаж сердца и

искусственное дыхание. Реанимация продолжается до восстановления дыхания и

сердечной деятельности или же приезда скорой помощи.

- Передать пострадавшего медицинским работникам.

Решая подобные задания на уроках через игровые ситуации, суть которых

состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. При этом

игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,

помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Ситуационная задача.

Представьте, что вы руководитель службы безопасности на химическом

предприятии. Ваш подчиненный принес вам памятку, которую решили раздать всем

сотрудникам этого предприятия.

Задание:

Прочитайте текст и укажите номера пунктов, которые необходимо исключить.

Памятка.

1 Правила передвижения по зараженной территории после взрыва на химическом

предприятии двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль.

2 Чтобы быстрее выйти с зараженной территории, пользуйтесь встречными

оврагами и тоннелями.

3 Время от времени снимайте с органов дыхания защитное средство, чтобы

убедиться, что воздух очистился.

5.Избегайте прохода через тоннели, лощины и другие загубленные места, где

возможен застой ядовитых веществ.

6 На всем пути следования используйте простейшие средства защиты органов

дыхания и кожи.

6 Выйдя из зоны заражения, снимите верхнюю одежду, промойте глаза и открытые

участки тела водой, прополощите рот.

7 Для тщательной помывки можно воспользоваться открытым водоемом.

8 При подозрении на отравление ядовитыми веществами исключите любые

физические нагрузки, примите обильное теплое питье (чай, молоко и т.п) и

обратитесь к медицинскому работнику.

«Толстые и тонкие вопросы»

Задание. Прочтите параграф «Основы самозащиты в криминогенных ситуациях»,

составьте по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса. Задайте эти вопросу своему

товарищу.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните почему?

Что?, Где?

Предположите, что будет если?

Верно ли?

Каковы цели?

Будет ли?

Каким образом?

Согласны ли вы?

Твои действия если?

«Тонкие»- вопросы требуют простых односложных ответов; «Толстые»-

вопросы требуют подробного развернутого ответа. Ответы на вопросы дети ищут в

тексте учебника. Эта технология учит детей задавать вопросы, если ученики могут

задавать вопросы, значит, они включены в материал, им он интересен и понятен.

«ПОПС»

Работа в группах по 3-4 человека.

Задание: прочитать статью «Здоровье и его составляющие», проанализировать

материал, выразить свою точку зрения, оформить по формуле ПОПС.

Ответы

П- позиция (в чем

Я считаю, что…

заключается ваша точка

зрения)

О- обоснование (на чем

Потому, что…

вы основываетесь,

довод)

П- пример (факты,

Например…

иллюстрирующие ваш

довод)

С- следствие (вывод,

Поэтому…

что надо сделать,

призыв)

Ученики читают статью о здоровье, в ней также даются понятия «наркомания»,

«алкоголизм», «табакокурение». Ученики, анализируя материал, выражают свою

точку зрения, находят аргументы и представляют свой ответ классу.

При этой форме работы возникают проблемы с краткой записью ответа: ученики

записывают полностью текст, не могут сжать или переформулировать мысли автора,

а также выразить свою точку зрения.

«Вставь термин»

Вставьте в текст «Авария» пропущенные термины, а затем запишите

получившуюся последовательность цифр выбранных ответов.

Авария – неожиданный ______________ (А) из строя или _____________ (Б)

действующего механизма, машины, транспортного средства, средств коммуникации

и т.п., представляющий _________ (В) жизни и здоровью людей, наносящий

_________ (Г) имуществу граждан и организаций, природной среде.

Перечень терминов:

1) авария 2) повреждение 3) угроза 4) катастрофа 5) выход

6) опасность 7) вред 8) ущерб