Формирование функциональной грамотности на уроках информатики
Учитель математики и информатики
МАОУ «Светлинская СОШ №2»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В.В. Мацкевич, С.А. Крупник
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
А. А. Леонтьев
Основные направления формирования функциональной грамотности:
читательская
математическая
глобальные компетенции
креативное мышление
естественно-научная
финансовая
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила оценивания знаний и умений должны отличаться чёткостью;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Активные формы и методы обучения
- использование вводной презентации по теме;
- создание проблемной ситуации, ситуации успеха;
- мотивация начальной деятельности;
- выполнение графических работ и работы над таблицами, схемами и т. п.;
- разминка из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся; разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку»;
- выполнение учащимися задания с учетом дифференциации, что позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Использование приемов: «Учась учусь», дискуссия, работа в группах, «Верю — не верю», ролевая игра, метод «Автобусная остановка» — материал распределяется по остановкам.;
- практическая работа.
Урок цифры Учи.ру ЯКласс
- Финансовая
- Математическая
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
Читательская грамотность
- 1. Вставка символов (функция автоматической проверки орфографии отключена). В нужные места вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.
Прснльнй кмпьютр: сстмнй блк (матринск плт, цнтрльнй прцсср, пртвн пмть, жсткй дск), вншн стра, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчск клнк).
Читательская грамотность
2. Склеивание и разрезание строк.
1.В текстовом редакторе открыть файл Строки.rtf:
Я не трус, но я боюсь! Да нам, царям, молоко нужно выдавать за вредность! Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности! Бамбардия! Киргуду! Шутка! Шурик, это же не наш метод! Восток – дело тонкое. Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – ночью стулья… Он, конечно. Виноват, но он… не виноват… Бриллиантовая рука Иван Васильевич меняет профессию Джентльмены удачи Двенадцать стульев Белое солнце пустыни Кавказская пленница Операция Ы и другие приключения Шурика Берегись автомобиля
2. Отредактируйте содержание файла так, чтобы каждая фраза и название соответствующего ей фильма занимали ровно один абзац.
3. Сохранить в своей папке под именем Афоризмы.
Читательская грамотность
Игра «Компьютерные антиподы»
Правила игры: Для каждого понятия укажите его антипод (противоположное по смыслу).
Антивирусная программа – (компьютерный вирус)
Жесткий магнитный диск – (дискета)
Мышь - (клавиатура)
Восстановление – (удаление)
Программист – (пользователь)
Пиратский – (лицензионный)
Игра «Фольклорная информатика»
Правила игры: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как эти пословицы звучат в оригинале?
1 На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)
2 Компьютер без программы, что фонарь без свечи. (Голова без ума, что фонарь без свечи)
3 Утопающий за F1 хватается (утопающий за соломинку хватается)
4 Проводник до файла доведет (Язык до Киева доведет)
5 Наудалял с три корзины (Наврал с три короба)
Экономическая грамотность
Задание 1 . Бизнесмен Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 9:30. В таблице дано расписание ночных поездов Москва — Санкт-Петербург.
Номер поезда
Отправление из Москвы
038А
020У
00:43
Прибытие в Санкт-Петербург
00:53
08:45
016А
09:02
01:00
116С
01:00
08:38
09:06
Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Петрову.
В ответе укажите номер правильного варианта.
Экономическая грамотность
- Задание 2. Платеж за потребление электроэнергии осуществляется по двухтарифному счетчику. Тариф зависит от времени суток. Общая сумма платежа складывается из сумм по каждому из двух тарифов. Квитанция на оплату содержит следующую таблицу.
Вычислите общую сумму платеже за указанный в таблице расход электроэнергии.
Программы тренажеры Программы – тесты Компьютерный эксперимент
Проектная деятельность
Развитие функциональной грамотности на разных этапах урока
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – УЧЕБНИК - КОМПЬЮТЕР
Использование ЦОР :
1.Экономия времени на уроке
2.Глубина погружения в материал
3.Повышенная мотивация обучения
4.Привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
5. Возможность одновременного использования аудио -, видео-, мультимедиа материалов
Задача 2.
Задача 3.
Задача 4.