Формирование Функциональной грамотности на уроках информатики
Автор: Гаврилова Д.Н.
Немного из политики
- Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …
Функциональная грамотность
- ФГ- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней
Функционально грамотная личность
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; умеющий отвечать за свои решения;
- владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Функционально грамотная личность
- Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Компьютерная грамотность
Функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает:
- Знание пользовательские характеристики назначения и основных устройств компьютера;
- Знание основных видов программного обеспечения, пользовательского интерфейса;
- Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО.
Технологии для формирования ФГ
- Применение программ-тренажеров
- Применение программ-тестов
- Применение компьютерного моделирования
- Применение проектной деятельности
Примеры заданий
Примеры заданий
Примеры заданий
Конкурентная среда
- В связи с тем, что функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, но и для развития российского общества в целом, это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.
Спасибо за внимание!