СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

Формирование естественнонаучной грамотности

на уроках биологии.


Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».

Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными знаниями, умениями и навыками, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. 

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса возможно на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса. В настоящее время роль учителя в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.

Активный познавательный процесс не только обогащает учащихся новыми понятиями, умениями, навыками, но и является способом проверки истинности приобретённых ими знаний, способствует более полно осуществить связь с жизнью, с будущей практической деятельностью учащихся. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»

Слайд 2. И вот, международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире, как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Слайд 3. Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований (отражено на слайде)

У российских учащихся слабо сформированы умения:

• осуществлять поиск информации по ключевым словам;

• анализировать процессы проведения исследований;

• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;

• интерпретировать графическую информацию;

• проводить оценочные расчеты и прикидки





Слайд 4. Что же такое грамотность?

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность включает в себя:

  • Глобальные компетенции

  • Математическую грамотность

  • Финансовою грамотность

  • Естественнонаучную грамотность

  • Читательскую грамотность

Слайд 5. Естественнонаучная грамотность

Слайд 6. Естественнонаучная грамотность и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ

Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии и химии задания на развитие общеучебных умений и навыков:

на формирование знания учебного материала;

на формирование понимания изучаемого материала;

на формирование умений и навыков;

на развитие внимания;

на развитие мировоззрения.

Для формирования и оценки естественнонаучной грамотности необходима разработка специальных комплексных заданий, содержащих ситуации, в которых раскрываются различные проблемы, такие как сохранение здоровья, проблемы окружающей среды, использование естественнонаучных знаний для развития техники, общества и т.п.

Но, В настоящее время наблюдается явный дефицит инструментария по оценке и формированию у школьников компетенций ЕНГ.

- Для разработки заданий для формирования и оценки ЕНГ школьников сами педагоги должны обладать компетенциями в области методов естественнонаучного познания,

понимать последовательность этапов получения научного знания, специфику учебных заданий на разных этапах формирования ЕНГ, учет возрастной категории детей и др.

- Учителя должны в полной мере обладать и общепедагогическими компетенциями, особенно по организации продуктивной деятельности школьников с использованием компетентностных заданий.




Требования к заданиям по оцениванию ЕНГ

Они должны основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания,

объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA.

Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией .

При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:

• компетентность, на оценивание которой направлено задание;

• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

• контекст;

• познавательный уровень (или степень трудности) задания.

1 Компетенция: научное объяснение явлений Слайды 7-13.

Слайды 14-17.

2 Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

Слайды 18-21.

3Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Слайд 22. Приведены полезные ссылки банка задания по ЕНГ.


Заключение

  • Как показывает опыт педагогической деятельности, обучающиеся могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью.

  • С одной стороны, хорошо известно, что глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком.

С другой стороны, при решении заданий обучающемуся приходится все чаще опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественно-научного цикла, уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их


Именно те знания, полученные на собственном опыте, добытые самостоятельно, методом проб и ошибок, ценятся, запоминаются, и усваиваются учащимися.

         Вся проделанная мною работа, достижения учащихся, позволяет сделать вывод: что  именно практико – ориентированные задания активизируют познавательную деятельность обучающихся, создают благоприятные условия для самореализации и саморазвития личности школьника, помогают решить проблему формирования у обучающихся не только теоретических знаний, умений и навыков, но и практических и развивает навыки применения полученных знаний в жизни.


Спасибо за внимание!