Формирование естественнонаучной грамотности
на уроках биологии.
Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными знаниями, умениями и навыками, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса возможно на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса. В настоящее время роль учителя в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.
Активный познавательный процесс не только обогащает учащихся новыми понятиями, умениями, навыками, но и является способом проверки истинности приобретённых ими знаний, способствует более полно осуществить связь с жизнью, с будущей практической деятельностью учащихся. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
Слайд 2. И вот, международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире, как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.
Слайд 3. Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований (отражено на слайде)
У российских учащихся слабо сформированы умения:
• осуществлять поиск информации по ключевым словам;
• анализировать процессы проведения исследований;
• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;
• интерпретировать графическую информацию;
• проводить оценочные расчеты и прикидки
Слайд 4. Что же такое грамотность?
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность включает в себя:
Глобальные компетенции
Математическую грамотность
Финансовою грамотность
Естественнонаучную грамотность
Читательскую грамотность
Слайд 5. Естественнонаучная грамотность
Слайд 6. Естественнонаучная грамотность и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ
Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии и химии задания на развитие общеучебных умений и навыков:
на формирование знания учебного материала;
на формирование понимания изучаемого материала;
на формирование умений и навыков;
на развитие внимания;
на развитие мировоззрения.
Для формирования и оценки естественнонаучной грамотности необходима разработка специальных комплексных заданий, содержащих ситуации, в которых раскрываются различные проблемы, такие как сохранение здоровья, проблемы окружающей среды, использование естественнонаучных знаний для развития техники, общества и т.п.
Но, В настоящее время наблюдается явный дефицит инструментария по оценке и формированию у школьников компетенций ЕНГ.
- Для разработки заданий для формирования и оценки ЕНГ школьников сами педагоги должны обладать компетенциями в области методов естественнонаучного познания,
понимать последовательность этапов получения научного знания, специфику учебных заданий на разных этапах формирования ЕНГ, учет возрастной категории детей и др.
- Учителя должны в полной мере обладать и общепедагогическими компетенциями, особенно по организации продуктивной деятельности школьников с использованием компетентностных заданий.
Требования к заданиям по оцениванию ЕНГ
Они должны основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания,
объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA.
Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией .
При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:
• компетентность, на оценивание которой направлено задание;
• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
• контекст;
• познавательный уровень (или степень трудности) задания.
1 Компетенция: научное объяснение явлений Слайды 7-13.
Слайды 14-17.
2 Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования
Слайды 18-21.
3Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Слайд 22. Приведены полезные ссылки банка задания по ЕНГ.
Заключение
Как показывает опыт педагогической деятельности, обучающиеся могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью.
С одной стороны, хорошо известно, что глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком.
С другой стороны, при решении заданий обучающемуся приходится все чаще опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественно-научного цикла, уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их
Именно те знания, полученные на собственном опыте, добытые самостоятельно, методом проб и ошибок, ценятся, запоминаются, и усваиваются учащимися.
Вся проделанная мною работа, достижения учащихся, позволяет сделать вывод: что именно практико – ориентированные задания активизируют познавательную деятельность обучающихся, создают благоприятные условия для самореализации и саморазвития личности школьника, помогают решить проблему формирования у обучающихся не только теоретических знаний, умений и навыков, но и практических и развивает навыки применения полученных знаний в жизни.
Спасибо за внимание!