СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение контекстных задач даёт школьникам возможность продемонстрировать не только имеющиеся у них теоретические знания, но и умения создавать обобщения, классифицировать, выявлять аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, предлагать и находить пути решения проблемы, обозначенной в задаче.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.»

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

Формированию функциональной грамотности может способствовать включение в учебный процесс контекстных задач. В структуру контекстной задачи входит текст и задания к этому тексту. Информационной основой для контекстной задачи может служить ситуация из повседневной жизни, научные факты, адаптированные научные и научно-популярные статьи, фрагменты из художественных произведений и другие источники.

Контекстные задачи могут содержать как обычные тексты, так и таблицы, диаграммы, графики, рисунки, схемы. В некоторые задачи включены избыточные сведения и «лишние данные». Обучающимся требуется проанализировать и осмыслить представленную в различных формах информацию, интерпретировать её, выделить главное и использовать для выполнения задания.

Решение контекстных задач даёт школьникам возможность продемонстрировать не только имеющиеся у них теоретические знания, но и умения создавать обобщения, классифицировать, выявлять аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, предлагать и находить пути решения проблемы, обозначенной в задаче. Важно, что контекстные задачи способны активизировать познавательную деятельность школьников, мотивируя их к изучению предметов естественно-научного цикла, в том числе биологии. Таким образом, выполнение контекстных задач направлено на достижение комплекса образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных. Кроме того, контекстные задачи могут способствовать формированию важнейших компонентов функциональной грамотности – читательской и математической, а не только естественно-научной.

Представленные контекстные задачи охватывают содержание основных разделов школьного курса биологии. При разработке заданий большое внимание уделено развитию внутренних убеждений обучающихся на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания, формированию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии.

Тема: Млекопитающие (8 класс)

Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Серый волк — крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами, длиной тела 105—160 см и массой тела до 50 килограмм.

  2. Окраска грубой густой шерсти обычно серая с рыжеватым оттенком.

  3. Охотятся волки в стае, нападая на лосей, кабанов, зайцев, могут съесть мелких грызунов.

  4. 3имой в поисках добычи волки бегут друг за другом, ставя лапы точно след в след, так что кажется, будто пробежал один зверь.

  5. Весной у волчицы рождается от четырёх до шести слепых волчат, покрытых серым пухом, которых мать выкармливает молоком.

  6. Первые две недели самка неотлучно находится при детёнышах, согревая их своим теплом, а самец приносит ей пищу.

  1. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что серого волка относят к группе млекопитающих? Запишите номера выбранных предложений. Ответ: _______________.

  2. На рисунке представлена лисица обыкновенная.

Сделайте описание лисицы обыкновенной по следующему плану. а) размеры (крупнее или мельче) по сравнению с серым волком;

б) покров тела, цвет шерсти;

в) чем питается (приведите не менее двух примеров).

Комментарий

Планируемый результат: применять биологические термины и понятия; выявлять характерные признаки класса млекопитающих.

Умения, характеризующие достижение результата: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать основания для и сравнения, строить логические рассуждения.

Ответы

  1. 256

  2. (а) в сравнении с серым волком мельче; (б) пушистый рыжий мех, грудь и кончик хвоста белые; (в) питается мышами-полевками, зайцами и птицами, оказавшимися на земле.

Темы: Рыбы. Земноводные (8 класс)

Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Плотва живёт в реках, озёрах, водохранилищах, предпочитая богатые водными растениями места с тёплой водой и слабым течением.

  2. Это небольшая рыбка длиной не более 30 сантиметров, масса тела не превышает 600—800 грамм.

  3. Тело у плотвы сжато с боков и покрыто крупной чешуёй — сине-серой или зеленоватой на спине и серебристой с боков и на брюхе.

  4. Хвостовой и спинной плавники серебристые, остальные плавники красноватые.

  5. Питается плотва в прибрежной зоне водоёмов, поедая как водные растения, так и червей, моллюсков и личинок водных насекомых.

  6. Дышит плотва жабрами, используя кислород, растворённый в воде.

  1. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что плотва обыкновенная относится к группе рыб?

Запишите номера выбранных предложений.

  1. На рисунке изображена лягушка прудовая.

Сделайте описание прудовой лягушки по следующему плану.

а) покровы тела (особенности кожи) прудовой лягушки в сравнении с

плотвой обыкновенной;

б) органы дыхания;

в) чем питается прудовая лягушка (приведите не менее двух примеров).

Комментарий

Планируемый результат: применять биологические термины и понятия; выявлять характерные признаки представителей класса Костные рыбы и класса Земноводные.

Умения, характеризующие достижение результата: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать основания для и сравнения, строить логические рассуждения.

Ответы

  1. 346

  2. (а) в сравнении с плотвой обыкновенной лягушка прудовая имеет тонкую (зеленую) кожу, покрытую слизью; (б) органы дыхания лягушки прудовой – лёгкие (есть кожное дыхание); (в) лягушка прудовая питается подвижными насекомыми, мухами, комарами, стрекозами [4].

Тема: Птицы (8 класс)

Задание 5. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Большая синица — самая крупная из синиц нашей страны, размером она примерно с воробья.

  2. Оперение её довольно яркое: голова, горло, полоса после груди и подхвостье чёрные, спинка, крылья и хвост голубовато-серые, брюшко — жёлтое, а щёчки — белые.

  3. Гнездиться синица начинает ранней весной, гнездо устраивает в старых дуплах дятлов либо в глубоких расщелинах старых деревьев, кладку насиживает только самка в течение двух недель.

  4. В поисках корма птицы совершают кочёвки — перемещения из одной местности в другую.

  5. Птенцы вылупляются из яиц беспомощными, но очень

прожорливыми, поэтом) их кормят оба родителя, подлетая с кормом к гнезду до 400 раз в день.

  1. Птенцов синицы выкармливают насекомыми, а взрослые птицы питаются разнообразной пищей: помимо насекомых и пауков, они едят ягоды, семена, плоды и сало зимой, которым их подкармливают люди.

  1. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что большая синица относится к группе птиц?

Запишите номера выбранных предложений.

Ответ: _______________.

  1. На рисунке изображена серая ворона.

Сделайте описание серой вороны по следующему плану:

а) размеры (крупнее или мельче) в сравнении с большой синицей;

б) окраска оперения тела;

в) чем питается (приведите не менее двух примеров).

Комментарий

Планируемый результат: применять биологические термины и понятия; выявлять характерные признаки птиц.

Умения, характеризующие достижение результата: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать основания для и сравнения, строить логические рассуждения.

Ответы

  1. 235

  2. (а) по сравнению с большой синицей серая ворона крупнее; (б) голова, грудь, крылья и хвост имеют черное оперение, спина вниз тела (брюхо) – светлое оперение; (в) серая ворона мышами, насекомыми, яйцами мелких птиц, пищевыми отходами в городе.

Тема: Птицы (8 класс)

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Обыкновенный глухарь — обитатель леса с массой тела до 5 кг.

  2. Глухарь обыкновенный встречается в глухих местах хвойных и смешанных лесов Европы и Азии, ведёт оседлый образ жизни, но иногда совершает сезонные кочёвки.

  3. Оперение глухаря тёмное с металлическим оттенком, брови яркокрасные, перья под клювом образуют характерную бороду.

4) Глухарки пёстрые, в их оперении преобладают бурые тона, так как они насиживают кладку и заботятся о птенцах.

  1. Птенцы питаются насекомыми, а взрослые особи потребляют растительную пищу, а зимой кормятся хвоей сосны или ели.

  2. Полёт глухаря тяжёлый, шумный, почти прямой и без крайней необходимости непродолжительный. Летит он обычно над самым лесом или на высоте половины дерева.

  1. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что глухарь обыкновенный относится к группе птиц? Запишите номера выбранных предложений.

Ответ: _______________.

  1. На рисунке изображён пёстрый дятел.

Сделайте описание большого пёстрого дятла по следующему плану.

а) размеры (крупнее или мельче) в сравнении с обыкновенным глухарём;

б) окраска оперения тела;

в) чем питается большой пёстрый дятел (приведите не менее двух

примеров).

Комментарий

Планируемый результат: применять биологические термины и понятия; выявлять характерные признаки птиц.

Умения, характеризующие достижение результата: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать основания для и сравнения, строить логические рассуждения.

Ответы

  1. 346

  2. (а) в сравнении с обыкновенным глухарём пёстрый дятел мельче; (б) пёстрая окраска оперения, крылья черные с белыми пятнами, на голове красное пятно; (в) пёстрый дятел весной питается соком берёзы, летом – ягодами, насекомыми, извлечёнными из-под коры, зимой – семенами сосны и ели, которые он достаёт из шишек.