СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности на уроках математике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем докладе отобразила приемы работы функциональной грамотности на уроках математике.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности на уроках математике"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


Староюрьевская средняя общеобразовательная школа













Выступление на тему:

« Формирование функциональной грамотности на уроках математике»














Подготовила: Рыжкова Е.А.,

                                                                                     учитель начальных классов





Староюрьево 2021





 

ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».


Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

 

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

 Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:                                                                                                                           а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);                                                                                                 

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:  Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); 

в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры),  устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать  

 г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять  письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках  технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.

д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).                                                                                                                                

«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

 

 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;  

 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;                                                                                                                3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.  

На каждом уроке я использую приемы формирования функциональной математической грамотности .

 

  1. Задания  занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.             Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

  

  1. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа. 

 

  1. Работа с  задачами.

 - Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.                      

- Решение задач различными способами.                                                                     - Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.                                                                                                      - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению                                                                                                    - Решение задач с недостающими и избыточными данными.                                          - Изменение вопроса задачи.                                                                            Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.                                                                                                 - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.                            -Решение обратных задач.

- решение нестандартных задач                       

                                  

4.Моделирование и решение заданий с использованием математических  умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.

Особое внимание уделяю задачам 3 вида -  задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.  При этом сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций.

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.