СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном МО учителей естественных наук.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.»

Формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений - это функционально грамотный человек.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).

В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.

Уроки должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия. Виды работ на уроке также должны постоянно меняться.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ
  1. Объяснение и описание явлений

  2. Использование и построение моделей явлений и процессов

  3. Прогнозирование изменений

  4. Формулирование выводов на основе имеющихся данных

  5. Анализ данных и оценка их достоверности

  6. Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования и др.

Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение.

Особенности заданий по функциональной грамотности.
  1. Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;

  2. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;

  3. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

  5. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

  6. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;

  7. Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Примеры заданий по функциональной грамотности и этапы урока, на которых их можно применять.

В каждом виде грамотности встречаются вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания, имеющие небольшое описание ситуации. В ВПР, и в заданиях ОГЭ и ЕГЭ простые виды заданий представлены.

1. Проверка домашнего задания или первичное закрепление изученного материала о механизмах закаливания.

Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень - средний.

Проанализируйте предположения о том, что будет происходить с организмом человека при регулярном и постепенном закаливании (текст может быть предложен учителем или взят из учебника)

Организм постепенно адаптируется к низким температурам

Да

Нет

Закаленный человек будет реже простужаться

Да

Нет

Закаленный человек будет постоянно простужаться

Да

Нет

У человека снизится риск развития кариеса

Да

Нет

Подведение к теме урока или актуализация знаний в зависимости от темы урока.

Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень - средний.

Рассмотрите четыре варианта постановки эксперимента с целью обнаружения углекислого газа. Выберите 2 из них, которые нужно сравнить, чтобы выяснить, выделяется ли углекислый газ.

2. Изучение нового материала.

Синтез информации из нескольких источников, работа с информацией и чтением. Уровень средний.

Работа с одним или несколькими текстами (учебник + дополнительная литература) при составлении таблицы, схемы или инструкции.

Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при решении заданий по функциональной грамотности.

Наибольшие проблемы у учащихся вызывают задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений на основе анализа статистических данных.

Пример № 1. Выберите верное утверждение. (уровень низкий)

А. Главный корень у растений развивается из зародышевого корешка.

Б. Боковые корни развиваются на стебле и листьях.

Пример № 2. Найти ошибки в тексте (уровень средний), сравнить 2 текста на одну и ту же тему и найти несоответствия (уровень средний)

Пример № 3. Проведите сопоставительный анализ. (уровень средний)

Пример № 4. Анализ графиков и диаграмм, особенно, если в вопросе содержится одно или несколько отрицаний.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

Литература

1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!