СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности являются компетентностно-ориентированные задания.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Средняя общеобразовательная школа №8 « Формирование функциональной грамотности школьников  на уроках математики »   Джура Елена Николаевна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

« Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики »

Джура Елена Николаевна,

учитель математики

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ  РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»  К. Д. Ушинский ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (PISA: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И ДР.) СОЗДАНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПОЗИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗА СЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ И ТРЕБОВАНИЙ 21 ВЕКА

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

К. Д. Ушинский

  • ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (PISA: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И ДР.)
  • СОЗДАНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПОЗИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗА СЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ И ТРЕБОВАНИЙ 21 ВЕКА

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ   1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. 3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 4. Финансовая грамотность  5. Креативное мышление  6. Глобальные компетенции

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

  • 1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • 2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • 3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • 4. Финансовая грамотность
  • 5. Креативное мышление
  • 6. Глобальные компетенции

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТОИТ В ОСНОВЕ САМОЙ МАТЕМАТИКИ Формирование и развитие функциональной грамотности школьников выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований. Функциональная грамотность – это ключевые умения, которые позволяют использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.  В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТОИТ В ОСНОВЕ САМОЙ МАТЕМАТИКИ

  • Формирование и развитие функциональной грамотности школьников выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
  • Функциональная грамотность – это ключевые умения, которые позволяют использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
  • В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики.

СТРУКТУРА ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

СТРУКТУРА ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Оценить результат!

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценить результат!

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДВИЖЕНИЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДВИЖЕНИЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через: формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни : Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; Для построения и исследования простейших математических моделей; Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; Для интерпретации графиков реальных процессов; Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через:

формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
  • Для построения и исследования простейших математических моделей;
  • Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
  • Для интерпретации графиков реальных процессов;
  • Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ Из одного пункта в одном направлении выехали 3 велосипедиста с интервалом в 1 час. Первый велосипедист едет со скоростью 15 км/ч, а второй со скоростью 20 км/ч. Третий догоняет первого, а еще через 9 часов догоняет второго велосипедиста. Найдите скорость третьего велосипедиста.

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ

  • Из одного пункта в одном направлении выехали 3 велосипедиста с интервалом в 1 час. Первый велосипедист едет со скоростью 15 км/ч, а второй со скоростью 20 км/ч. Третий догоняет первого, а еще через 9 часов догоняет второго велосипедиста. Найдите скорость третьего велосипедиста.

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого  — третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч.

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ

  • Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого  — третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч.

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ № 99568 Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены? Пусть х - общий доход семьи   Рассмотрим уравнения (М-доход мужа, Ж-доход жены, Д- доход дочери)  1. М + Ж + Д = х   2. 2М + Ж + Д = 1,67х   3. М + Ж + Д/3 = 0,96х   Из 2-го уравнения вычитаем 1-е уравнение   М = 0,67х   Из 1-го уравнения вычитаем 3-е уравнение   2Д/3 = 0,04х   Д = 0,06х   Отсюда   Ж = х - М - Д = х - 0,67х - 0,06х = 0,27х   Ответ: 27%

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

№ 99568

Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

Пусть х - общий доход семьи  Рассмотрим уравнения (М-доход мужа, Ж-доход жены, Д- доход дочери) 1. М + Ж + Д = х  2. 2М + Ж + Д = 1,67х  3. М + Ж + Д/3 = 0,96х  Из 2-го уравнения вычитаем 1-е уравнение  М = 0,67х  Из 1-го уравнения вычитаем 3-е уравнение  2Д/3 = 0,04х  Д = 0,06х  Отсюда  Ж = х - М - Д = х - 0,67х - 0,06х = 0,27х  Ответ: 27%

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД –

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ : анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера; исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ :

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТОВ :

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТОВ :

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

ТУРНИР ПО МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ (В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ТУРНИР ПО МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ

(В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Джура Е.Н., учитель математики МБОУ «СОШ №8» Классы русской духовной культуры +79048845033 lady.dzhura@mail.ru

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Джура Е.Н., учитель математики МБОУ «СОШ №8»

Классы русской духовной культуры

+79048845033

[email protected]