Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
« Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики »
Джура Елена Николаевна,
учитель математики
ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К. Д. Ушинский
- ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (PISA: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И ДР.)
- СОЗДАНИЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ПОЗИТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗА СЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ И ТРЕБОВАНИЙ 21 ВЕКА
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- 1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- 2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- 3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- 4. Финансовая грамотность
- 5. Креативное мышление
- 6. Глобальные компетенции
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТОИТ В ОСНОВЕ САМОЙ МАТЕМАТИКИ
- Формирование и развитие функциональной грамотности школьников выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
- Функциональная грамотность – это ключевые умения, которые позволяют использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
- В действительности, функциональная грамотность стоит в основе самой математики.
СТРУКТУРА ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Оценить результат!
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ – ПРЕДМЕТНОЕ ЯДРО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДВИЖЕНИЕ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через:
формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей, использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
- Для практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- Для построения и исследования простейших математических моделей;
- Для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- Для интерпретации графиков реальных процессов;
- Для решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ
- Из одного пункта в одном направлении выехали 3 велосипедиста с интервалом в 1 час. Первый велосипедист едет со скоростью 15 км/ч, а второй со скоростью 20 км/ч. Третий догоняет первого, а еще через 9 часов догоняет второго велосипедиста. Найдите скорость третьего велосипедиста.
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ЗАДАЧА О ТРЁХ ВЕЛОСИПЕДИСТАХ
- Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого — третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч.
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
№ 99568
Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?
Пусть х - общий доход семьи Рассмотрим уравнения (М-доход мужа, Ж-доход жены, Д- доход дочери) 1. М + Ж + Д = х 2. 2М + Ж + Д = 1,67х 3. М + Ж + Д/3 = 0,96х Из 2-го уравнения вычитаем 1-е уравнение М = 0,67х Из 1-го уравнения вычитаем 3-е уравнение 2Д/3 = 0,04х Д = 0,06х Отсюда Ж = х - М - Д = х - 0,67х - 0,06х = 0,27х Ответ: 27%
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД –
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ :
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТОВ :
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
ТУРНИР ПО МЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
(В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Джура Е.Н., учитель математики МБОУ «СОШ №8»
Классы русской духовной культуры
+79048845033
[email protected]