СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно формировать функциональную грамотность на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии Образ Светлана Викторовна ,учитель биологии МОБУ СОШ №7 п.Весёлый

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Образ Светлана Викторовна ,учитель биологии МОБУ СОШ №7 п.Весёлый

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Моя задача сформировать у своих учеников естественнонаучную грамотность (одну из составляющих развития функциональной грамотности учащихся).
  • «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
  • Моя задача сформировать у своих учеников естественнонаучную грамотность (одну из составляющих развития функциональной грамотности учащихся).

 А это предполагает, что мои ученики должны уметь :  1. использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;  2.выявлять особенности естественнонаучного исследования;  3.делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;  4.уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;  5.понимать методы научных исследований;  6.выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов;  7. перечислять явления, факты, события;  8.сравнивать объекты, события, факты;  9. объяснять явления, события, факты;  10.характеризовать объекты, события, факты;  Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков.

А это предполагает, что мои ученики должны уметь : 1. использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; 2.выявлять особенности естественнонаучного исследования; 3.делать выводы, формулировать ответ в понятной форме; 4.уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления; 5.понимать методы научных исследований; 6.выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов; 7. перечислять явления, факты, события; 8.сравнивать объекты, события, факты; 9. объяснять явления, события, факты; 10.характеризовать объекты, события, факты; Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков.

 На формирование знания учебного материала 1. Определите, истинно или ложно данное соответствие: 2.Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; Клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные. На формирование умений и навыков 1. Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность: Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала. На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.

На формирование знания учебного материала

1. Определите, истинно или ложно данное соответствие:

2.Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; Клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.

На формирование умений и навыков

1. Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность:

Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.

На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.

На развитие мировоззрения   * Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы. * Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы. * Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте .

На развитие мировоззрения

  • * Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.
  • * Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
  • * Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте .
Метод проблемного обучения Задание №1. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Вопрос: Докажите или опровергните это утверждение.   Задание № 2. Объясните с научной точки зрения, почему семенное размножение получило преимущества в ходе эволюции.

Метод проблемного обучения

  • Задание №1. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Вопрос: Докажите или опровергните это утверждение.

 

  • Задание № 2. Объясните с научной точки зрения, почему семенное размножение получило преимущества в ходе эволюции.
Загадки Например, для определения темы перед изучением класса «Паукообразные» 8 класс. Нашел укрытие в цветке И восемь глаз глядит, Заметив муху на листке, К ней восемь ног спешит. Его собратья сети ткут- Тончайшая работа А он, как волк: то там, то тут- На мух идет охота!  Или в 9 классе для определения темы: «Кожа» - Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов. – Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте. – Это самый тяжёлый орган человеческого тела. – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.

Загадки

  • Например, для определения темы перед изучением класса «Паукообразные» 8 класс.

Нашел укрытие в цветке

И восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут-

Тончайшая работа

А он, как волк: то там, то тут-

На мух идет охота!

  • Или в 9 классе для определения темы: «Кожа»
  • - Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
  • Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
  • Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
  • Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
ПОПС —   интерактивный методический прием   П – позиция («Я думаю, что») О – объяснение («Потому что») П – пример («Например…») С – следствие («Таким образом, …»)

ПОПС —   интерактивный методический прием

П – позиция («Я думаю, что»)

О – объяснение («Потому что»)

П – пример («Например…»)

С – следствие («Таким образом, …»)

Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ . ПОПС-формула позволяет выразить как согласие, так и несогласие с темой. Составные части формулы позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.  Данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Незаменимой ПОПС-формула становится и при подготовке к ЕГЭ при написании эссе.
  • Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ .
  • ПОПС-формула позволяет выразить как согласие, так и несогласие с темой.
  • Составные части формулы позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.
  • Данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии.
  • Незаменимой ПОПС-формула становится и при подготовке к ЕГЭ при написании эссе.
Фишбоун

Фишбоун

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
  • Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
  • Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Поставь диагноз 1.В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет стоять, но не может сохранить равновесие. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату? (граница среднего мозга и мозжечка) Исследовательская задача:  Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых видов пауков. Вроде бы, чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее хозяина - чаще будут попадаться насекомые. Но есть странные утолщения на некоторых паутинах, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку понадобилось это художество?  Противоречие: Паутина должна быть незаметной для насекомых, а она заметная. Для кого же паук делает паутину заметной и зачем? 

Поставь диагноз

1.В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет стоять, но не может сохранить равновесие. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату? (граница среднего мозга и мозжечка)

  • Исследовательская задача: 
  • Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых видов пауков. Вроде бы, чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее хозяина - чаще будут попадаться насекомые. Но есть странные утолщения на некоторых паутинах, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку понадобилось это художество? 
  • Противоречие: Паутина должна быть незаметной для насекомых, а она заметная. Для кого же паук делает паутину заметной и зачем? 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!