Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Образ Светлана Викторовна ,учитель биологии МОБУ СОШ №7 п.Весёлый
- «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
- Моя задача сформировать у своих учеников естественнонаучную грамотность (одну из составляющих развития функциональной грамотности учащихся).
А это предполагает, что мои ученики должны уметь : 1. использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; 2.выявлять особенности естественнонаучного исследования; 3.делать выводы, формулировать ответ в понятной форме; 4.уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления; 5.понимать методы научных исследований; 6.выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов; 7. перечислять явления, факты, события; 8.сравнивать объекты, события, факты; 9. объяснять явления, события, факты; 10.характеризовать объекты, события, факты; Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков.
На формирование знания учебного материала
1. Определите, истинно или ложно данное соответствие:
2.Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; Клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.
На формирование умений и навыков
1. Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность:
Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
На развитие мировоззрения
- * Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.
- * Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
- * Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте .
Метод проблемного обучения
- Задание №1. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Вопрос: Докажите или опровергните это утверждение.
- Задание № 2. Объясните с научной точки зрения, почему семенное размножение получило преимущества в ходе эволюции.
Загадки
- Например, для определения темы перед изучением класса «Паукообразные» 8 класс.
Нашел укрытие в цветке
И восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут-
Тончайшая работа
А он, как волк: то там, то тут-
На мух идет охота!
- Или в 9 классе для определения темы: «Кожа»
- - Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
- – Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
- – Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
- – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
ПОПС — интерактивный методический прием
П – позиция («Я думаю, что»)
О – объяснение («Потому что»)
П – пример («Например…»)
С – следствие («Таким образом, …»)
- Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ .
- ПОПС-формула позволяет выразить как согласие, так и несогласие с темой.
- Составные части формулы позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.
- Данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии.
- Незаменимой ПОПС-формула становится и при подготовке к ЕГЭ при написании эссе.
Фишбоун
- Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
- Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Поставь диагноз
1.В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет стоять, но не может сохранить равновесие. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату? (граница среднего мозга и мозжечка)
- Исследовательская задача:
- Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых видов пауков. Вроде бы, чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее хозяина - чаще будут попадаться насекомые. Но есть странные утолщения на некоторых паутинах, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку понадобилось это художество?
- Противоречие: Паутина должна быть незаметной для насекомых, а она заметная. Для кого же паук делает паутину заметной и зачем?