«Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством английского языка »
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №70»
Власова Э.Ф.
« Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(А. А. Леонтьев).
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
читательская грамотность
математическая грамотность
естественнонаучная грамотность
Направления
формирования
функциональнойграмотности
финансовая грамотность
глобальные компетенции
креативное мышление
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает:
- овладение грамотной устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему .
Формирование финансовой и математической грамотности на примере упражнений из учебника « Spotlight » за 5 класс
В данном упражнении предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить. Цена указана на товаре.
В данном упражнении предлагается на основе готового диалога составить собственный диалог между продавцом и посетителем о покупке сувениров, используя картинки. Цена указана на товаре.
Формирование естественнонаучной грамотности
В данном упражнении из учебника « Spotligh » за 5 класс предлагается 1) по заголовку определить о чем текст 2) прослушать и узнать о чем текст 3) прочитать текст и ответить на вопросы. Данный текст о насекомых, где они обитают, об их строении и о том, какое значение они имеют в природе и в жизни человека.
Обучающиеся выполняя задания по изучающему чтению актуализируют знания о солнечных часах и одновременно могут применить эти знания для изготовления собственной модели солнечных часов.
Формирование читательской грамотности
Данное упражнение предлагается в учебнике « Spotlight » за 7 класс в рубрике «Литература».
Упражнение 1. Прочитать краткую информация об авторе и его работах.
Упражнение 2 a . Необходимо прочитать заголовок рассказа и прослушать звуки, прогнозировать, что происходит в данном отрывке.
Упражнение 2 b , 3. Прослушать текст и заполнить пропуски.
Упражнение 4. Описать и нарисовать портрет мужчины, которого встретил мистер Отис (формирование креативного мышления).
Упражнение 5. Разыграть диалог между мистером Отисом и Кентерберийским привидением.
Упражнение 6. В группах продолжить рассказ (формирование креативного мышления).
Формирование глобальной компетентности на примере упражнения из учебника « Spotlight » за 8 класс
В данном УМК за 8-11 классы есть рубрика « Going Green », где описываются различные экологические проблемы во всем мире. Конкретно здесь говорится о том, что мировые памятники архитектуры находятся в опасности. Учащимся предлагается ответить на вопрос Почему?. Далее необходимо прослушать текст и выполнить упражнения. В качестве домашнего задания предлагается найти информацию о других памятниках мировой архитектуры, которым грозит какая-либо опасность и дается адрес сайта, где можно найти необходимую информацию.
Формирование креативного мышления
Рубрика « Culture Corner » есть в учебниках « Spotlight » за 8-11 классы. Данное упражнение из учебника за 10 класс. Здесь предлагается ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в группе брошюру для американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах, изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях, брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в нашей школе.
Читательская грамотность – это одно базовых из направлений функциональной грамотности
К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадапритованного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д .
Примеры «несплошных» текстов
Задачи данного упражнения:
1. Развитие умений ознакомительного чтения.
2. Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный опыт).