Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
Базарносызганская
средняя общеобразовательная школа №1
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории
Вавилкина Елена Витальевна,
учитель истории,
педагог - наставник
15 декабря 2020 года
Леонтьев А.А .: « Функциональная грамотность
— это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
[ Образовательная система
«Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35 . ]
6
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
[ Новый словарь методических терминов и понятий ]
Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е личности.
Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку
своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский 8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17 ]
Составляющие функциональной грамотности
Математическая
Естественнонаучная
грамотность
грамотность
Читательская
грамотность
Глобальная
Финансовая
грамотность
грамотность
Креативное
мышление
Факторы развития функциональной грамотности
- содержание образования
- формы и методы обучения
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
- программы внешкольного, дополнительного образования
- модель управления школой
- наличие доброжелательной образовательной среды
- активная роль родителей
«Крестьянская реформа 1861 года в России»
Задача: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»
Виды функциональной грамотности на уроках истории
Математическая
Естественнонаучная
грамотность
грамотность
Читательская
грамотность
Глобальная
грамотность
Креативное
мышление
Читательская грамотность
Мониторинг 5 класс
- найти и извлечь
- интегрировать и интерпретировать
- осмыслить и оценить
Мониторинг 7 класс
Моя Россия: большое в малом
Погружение
Собака бывает кусачей
Тихая дискотека
Всероссийский конкурс сочинений
Автопилот
Проблемы школьников
- неумение работать с информацией
- неумение анализировать
- не обладают навыком преобразования информации
- не способны извлекать знания по заданным темам
- отсутствие навыка целостного анализа информации
Процессы овладения функциональной грамотностью
1. Процесс овладения исторической грамотностью
2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний
3. Процесс образования
Условия формирования
- активизация познавательной мыслительной деятельности
- самообучение, самообразование непрерывно
- универсальные учебные действия
- работа с текстом, анализ его
- умение соотнести информацию с исторической действительностью
Функции уроков истории
I. ценностно - ориентированная
II. коммуникативная
III. социально-адаптационная
IV. Культурообразующая
Средства формирования
• пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.)
• познавательные игры, викторины, уроки-дебаты
• исторические диктанты и эссе
• изучение исторических и правовых документов
• чтение вариативных источников
• исследовательские работы
Уровни оценивания
- первый (низкий) уровень функциональной грамотности
- второй (средний) уровень
- третий (высокий) уровень
Условия успешного развития функциональной грамотности
- деятельностный характер обучения
- развитие самостоятельности и ответственности ученика
- возможность для приобретения опыта достижения цели
- чёткая и понятная аттестация
- продуктивные формы групповой работы
- реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
ЖЕЛАЮ ДУМАЮЩИХ И
ЧИТАЮЩИХ УЧЕНИКОВ !