СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности обучающихся становится приоритетной целью образования. Данная презентация раскрывает суть функциональной грамотности и показывает какими путями её можно формировать на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Базарносызганская  средняя общеобразовательная школа №1   Формирование функциональной  грамотности обучающихся на уроках истории Вавилкина Елена Витальевна,  учитель истории, педагог - наставник  15 декабря 2020 года

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

Базарносызганская

средняя общеобразовательная школа №1

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории

Вавилкина Елена Витальевна,

учитель истории,

педагог - наставник

15 декабря 2020 года

 Леонтьев А.А .: « Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения  широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения  и  социальных отношений»  [ Образовательная  система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.  35 . ] 6

Леонтьев А.А .: « Функциональная грамотность

— это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

[ Образовательная система

«Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35 . ]

6

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

Что такое функциональная  грамотность? Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде  [ Новый словарь методических терминов и понятий  ]

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде

[ Новый словарь методических терминов и понятий ]

  Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность  сегодня — это базовое  образовани е  личности.   Ребенок  должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром  …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные  задачи…; способностью строить социальные  отношения…; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих  оценку  своей грамотности, стремление к дальнейшему  образованию…» [ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский 8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с.  16–17 ]

Виноградова Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е личности.

Ребенок должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
  • способностью строить социальные отношения…;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку

своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

[ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский 8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17 ]

Составляющие функциональной грамотности Математическая  Естественнонаучная  грамотность грамотность Читательская грамотность Глобальная Финансовая грамотность грамотность Креативное мышление

Составляющие функциональной грамотности

Математическая

Естественнонаучная

грамотность

грамотность

Читательская

грамотность

Глобальная

Финансовая

грамотность

грамотность

Креативное

мышление

Факторы развития функциональной грамотности содержание образования формы и методы обучения система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся программы внешкольного, дополнительного образования модель управления школой наличие доброжелательной образовательной среды активная роль родителей

Факторы развития функциональной грамотности

  • содержание образования
  • формы и методы обучения
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
  • программы внешкольного, дополнительного образования
  • модель управления школой
  • наличие доброжелательной образовательной среды
  • активная роль родителей
«Крестьянская реформа 1861 года в России»  Задача: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

«Крестьянская реформа 1861 года в России»

Задача: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Виды функциональной грамотности  на уроках истории Математическая  Естественнонаучная  грамотность грамотность Читательская грамотность Глобальная грамотность Креативное мышление

Виды функциональной грамотности на уроках истории

Математическая

Естественнонаучная

грамотность

грамотность

Читательская

грамотность

Глобальная

грамотность

Креативное

мышление

Читательская  грамотность Мониторинг 5 класс найти и извлечь интегрировать и интерпретировать осмыслить и оценить Мониторинг 7 класс Моя Россия: большое в малом Погружение Собака бывает  кусачей Тихая  дискотека Всероссийский конкурс сочинений Автопилот

Читательская грамотность

Мониторинг 5 класс

  • найти и извлечь
  • интегрировать и интерпретировать
  • осмыслить и оценить

Мониторинг 7 класс

Моя Россия: большое в малом

Погружение

Собака бывает кусачей

Тихая дискотека

Всероссийский конкурс сочинений

Автопилот

Проблемы школьников неумение работать с информацией неумение анализировать не обладают навыком преобразования информации не способны извлекать знания по заданным темам  отсутствие навыка целостного анализа информации

Проблемы школьников

  • неумение работать с информацией
  • неумение анализировать
  • не обладают навыком преобразования информации
  • не способны извлекать знания по заданным темам
  • отсутствие навыка целостного анализа информации
Процессы овладения функциональной грамотностью 1. Процесс овладения исторической грамотностью 2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний   3. Процесс образования

Процессы овладения функциональной грамотностью

1. Процесс овладения исторической грамотностью

2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний

 

3. Процесс образования

Условия формирования  активизация познавательной мыслительной деятельности  самообучение, самообразование непрерывно  универсальные учебные действия  работа с текстом, анализ его  умение соотнести информацию с исторической действительностью

Условия формирования

  • активизация познавательной мыслительной деятельности
  • самообучение, самообразование непрерывно
  • универсальные учебные действия
  • работа с текстом, анализ его
  • умение соотнести информацию с исторической действительностью
Функции уроков истории I.  ценностно - ориентированная II.  коммуникативная III.  социально-адаптационная IV.  Культурообразующая

Функции уроков истории

I.  ценностно - ориентированная

II.  коммуникативная

III.  социально-адаптационная

IV.  Культурообразующая

Средства формирования • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты • исторические диктанты и эссе • изучение исторических и правовых документов • чтение вариативных источников • исследовательские работы

Средства формирования

• пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.)

• познавательные игры, викторины, уроки-дебаты

• исторические диктанты и эссе

• изучение исторических и правовых документов

• чтение вариативных источников

• исследовательские работы

Уровни оценивания   первый (низкий) уровень функциональной грамотности   второй (средний) уровень   третий (высокий) уровень

Уровни оценивания

  • первый (низкий) уровень функциональной грамотности
  • второй (средний) уровень
  • третий (высокий) уровень

Условия успешного развития  функциональной грамотности деятельностный характер обучения  развитие самостоятельности и ответственности ученика  возможность для приобретения опыта достижения цели  чёткая и понятная аттестация  продуктивные формы групповой работы  реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося

Условия успешного развития функциональной грамотности

  • деятельностный характер обучения
  • развитие самостоятельности и ответственности ученика
  • возможность для приобретения опыта достижения цели
  • чёткая и понятная аттестация
  • продуктивные формы групповой работы
  • реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!   ЖЕЛАЮ ДУМАЮЩИХ И ЧИТАЮЩИХ УЧЕНИКОВ !

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

ЖЕЛАЮ ДУМАЮЩИХ И

ЧИТАЮЩИХ УЧЕНИКОВ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!