СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи.»

«Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи, через применение современных технологий в рамках логопедического воздействия»


Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.

Умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией должна сформировать современная школа.Это и называется «функциональной грамотностью».

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– владеющий современными информационными технологиями.

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ и средств обучения для младших школьников дала следующее определение: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ- этопсихологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.


Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

Нарушения, недоразвитие психических процессов базы речи:

  • Неустойчивое внимание;

  • Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;

  • Недостаточное развитие способности к переключению;

  • Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени;

  • Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;

  • Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;

  • Слабо развитое словесно-логическое мышление;

  • Низкая познавательная активность в области языковых явлений;

  • Недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)

  • Нарушения способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.

Нарушение звукопроизношения;

Нарушение фонематического восприятия;

Нарушение лексико-грамматического строя речи.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.

Вследствие этих нарушений у обучающихся возникают особые образовательные потребности. А именно:

- потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития;
-потребность в формировании социальной компетентности;
-потребность в развитии всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
-потребность в формировании навыков письма и чтения;
-потребность вразвитии психологической базыречи;
-потребность в индивидуальном и дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.

Поэтому свою работу направляем наразвитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

Формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.

В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:

  • богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;

  • диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;

  • вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например, «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами) и др.

Нейропсихологический подход формирования правильных речевых навыков.

Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии.

Если представить мозг в виде сосуда, то у детей с нарушениями, он с трещинами. Медицина и нейропсихология позволяют его починить, а логопедия, наполнить.

Алгоритм компенсации речевых нарушений – это формирование обходных путей, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных, двигательных стимулов (тактильных, вкусовых, мимика, жесты, обоняние)

Методы сенсорной интеграции

  • Методы сенсорной интеграции – предполагают взаимодействие всех органов чувств. Решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней, пальцев рук, стоп, вестибулярной системы.

  • Для этого использую:

массажные шары, балансир, Камешки Марблс, так же полезно использовать песочные игры, игры с пластилином.

Метод нейростимуляции

  • Цель – активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия

  • Успешно применяется при автоматизации звука в слогах, словах, обучении письму.

  • Использую пальцевый тренажёр, нейродорожки, лабиринты, «Азбука телодвижений», нейропрописи.

Растяжки и релаксация

Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения.

Например, упражнение «Растяжка»

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. 
Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела.

Упражнения «Штанга», «Загораем», «Олени».

Релаксация «Поза покоя», «Снеговик» и т.д.

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Кинезиологические упражнения.

  • Цель – формирование межполушарного взаимодействия.

  • Способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память, внимание. Облегчает процесс обучения чтению и письму.

  • Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д.

Биоэнергопластика

  • Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов.

  • Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук, артикуляционного аппарата.

Вывод

Таким образом, воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи мы можем говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотностина логопедических занятиях, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.