«Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи, через применение современных технологий в рамках логопедического воздействия»
Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.
Умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией должна сформировать современная школа.Это и называется «функциональной грамотностью».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– владеющий современными информационными технологиями.
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, который работает над созданием нового поколения программ и средств обучения для младших школьников дала следующее определение: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Синоним к определению функциональная грамотность, это интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТ- этопсихологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.
Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье.
Какие же дисфункции особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
Нарушения, недоразвитие психических процессов базы речи:
Неустойчивое внимание;
Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
Недостаточное развитие способности к переключению;
Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени;
Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;
Слабо развитое словесно-логическое мышление;
Низкая познавательная активность в области языковых явлений;
Недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)
Нарушения способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.
Нарушение звукопроизношения;
Нарушение фонематического восприятия;
Нарушение лексико-грамматического строя речи.
Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
Вследствие этих нарушений у обучающихся возникают особые образовательные потребности. А именно:
- потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития;
-потребность в формировании социальной компетентности;
-потребность в развитии всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
-потребность в формировании навыков письма и чтения;
-потребность вразвитии психологической базыречи;
-потребность в индивидуальном и дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком.
Поэтому свою работу направляем наразвитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.
В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:
богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;
диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например, «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами) и др.
Нейропсихологический подход формирования правильных речевых навыков.
Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии.
Если представить мозг в виде сосуда, то у детей с нарушениями, он с трещинами. Медицина и нейропсихология позволяют его починить, а логопедия, наполнить.
Алгоритм компенсации речевых нарушений – это формирование обходных путей, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных, двигательных стимулов (тактильных, вкусовых, мимика, жесты, обоняние)
Методы сенсорной интеграции
Методы сенсорной интеграции – предполагают взаимодействие всех органов чувств. Решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней, пальцев рук, стоп, вестибулярной системы.
Для этого использую:
массажные шары, балансир, Камешки Марблс, так же полезно использовать песочные игры, игры с пластилином.
Метод нейростимуляции
Цель – активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия
Успешно применяется при автоматизации звука в слогах, словах, обучении письму.
Использую пальцевый тренажёр, нейродорожки, лабиринты, «Азбука телодвижений», нейропрописи.
Растяжки и релаксация
Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения.
Например, упражнение «Растяжка»
Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание.
Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела.
Упражнения «Штанга», «Загораем», «Олени».
Релаксация «Поза покоя», «Снеговик» и т.д.
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Кинезиологические упражнения.
Цель – формирование межполушарного взаимодействия.
Способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память, внимание. Облегчает процесс обучения чтению и письму.
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д.
Биоэнергопластика
Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов.
Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук, артикуляционного аппарата.
Вывод
Таким образом, воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи мы можем говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотностина логопедических занятиях, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.