СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания"

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания»

« Формирование гражданской идентичности

на уроках обществознания и во внеурочной деятельности»


Задача учителя обществознания заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развития системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности, позволяющей проявить каждому ученику на уроках и во внеурочной деятельности свои творческие возможности, навыки исследовательской деятельности, любящей своих близких, уважающей окружающих, дорожащей честью своей школы, преданной своему Отечеству.

Я преподаю обществознание в 5-11 классах. Чтобы добиться результатов по теме своей работы, я изучала работы разных авторов, методическую литературу, а также Интернет-ресурсы, изучала методические приемы и использовала их на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование гражданской идентичности учащихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования трудную задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности учащихся, связанная с политической обстановкой в мире, с укреплением социальной солидарности в обществе, с необходимостью сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, и обусловила выбор темы работы.

На сегодняшний день существует противоречии между восприятием уроков обществознания как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности:

гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. п.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисcность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Считаю, что есть затруднения в практике – это недостаточная разработанность педагогических средств, адекватных решению задачи, недостаточная мотивация детей на уроках, необходимость переосмысления подходов к организации взаимодействия с детьми.

Главная цель современного гражданского образования – воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества.

Крайг в своей работе говорил: «Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации».

Шнейдер Лидия Бернгардовна утверждает: «Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор»

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли: К.Д.Ушинский, А.С Макаренко, В.А Сухомлинский, С.Т.Шацкий

Таким образом, анализируя работы, посвящённые проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений.

Следовательно, необходимо было разработать или адаптировать такие педагогические технологии, которые позволили бы успешно реализовывать поставленные задачи.

Цель педагогической деятельности формирование российской идентичности, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, развитие личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации и позитивной социализации.

Задачи:

использовать в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность и позитивную социализацию

организовать внеклассную деятельность по предметам, направленную на формирование идентичности человека как гражданина своей страны;

обеспечить условия для воспитания гражданского патриотизма

Ведущая педагогическая идея моей работы: «Создание на уроках и во внеурочной деятельности оптимальных педагогических условий для формирования российской гражданской идентичности»

Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой, а за компьютером, причем зачастую в позиции активного интерактивного игрока. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогают современный технологии. Использование современных образовательных технологий на уроках осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через  педагогические технологии:

-Игровые технологии

-Технология  развития критического мышления

- Технология группового обучения

Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе.

Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка обществоведческой действительности.

Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужной, сопоставлять, оценивать.

Тренинговые игры (или игры головоломки) – игры с правилами, основанные на алгоритме действий («Лото», «Поле чудес», тексты с ошибками, ребусы, шарады и т.д.)

Ролевые – игры, в которых происходит разыгрывание определенных ролей участников исторических событий,, Проживая ситуации ученик может по новому осознать проблемы, способы реагирования, отношение к событиям, людям; открываются новые возможности для построения отношений.

(/////

Деловые игры

В таких играх участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий» и ведут диалог. Очевидцы могут участвовать в телемостах, конференциях, клубах путешественников, митингах.

Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении задачи.

3 стадии технологии:

-стадия вызова (актуализация, мотивация, целеполагание);

-стадия осмысления содержания (получение новой информации и корректировка целей учащихся);

-стадия рефлексии (размышление, получение нового знания, функция оценки).

Приёмы критического мышления:

«Инсерт» - пометки на полях.

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он прост. Учеников заранее знакомят с системой маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста.

Пометки должны быть следующими:

ü  - знаком «галочка»  отмечается в тексте информация, которая уже известна учащемуся.

+   -   знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация.

-  - знаком «минус» отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал.

?   -  знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение.

Приём «составление синквейна»

Например: обществознание

Комплексная, широкая

Публикует, обучает, развивает

Наука, изучающая общество в целом

знания

«Тонкий и толстый вопрос»

«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое технический прогресс?

Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?

Было ли возможным будущее человечества без технологий?

Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?

Объясните, почему общество зависит от технологий?

В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?

Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?










Написание эссе

Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу, чтобы понять, что я пишу». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Технология группового обучения.

1. Главная ценность – приоритет интересов личности.

2.  Процесс достижения цели реализуется благодаря дифференциации средств её достижения.

3. Позиция учителя как организатора.

«Мягкая посадка»- дети в начале урока все стоят, учитель задаёт каждому по вопросу, ответивший садится.

«Логический круг» - например, понятие «глобализация», от него лучи по кругу – масштабный, всемирный (имеется в виду характер глобализации) и т.д. Круг должен замкнуться.

«Алфавит» - на каждую букву алфавита дети называют понятие, термин. Например, по теме «На страже закона».

А – Адвокат

Б – боец

В – Военкомат

Г – Генерал

Д – Десантник

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания позволяют мне сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.

Я веду кружок « Подросток в социальной среде», факультатив « Человек и его права» . Это способствует максимальному развитию исторической, правовой и гражданской культуры школьников – граждан РФ. Знакомит учеников с Российским законодательством и историей. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию.

Так мы не только знакомимся со статьями Конституции РФ, посвященным правам и свободам, но и учимся дискутировать. Например, жаркие споры всегда вызывает вопрос «Нужна ли смертная казнь в России?» Звучат аргументы как «за», так и «против». Не менее бурная дискуссия возникает при обсуждении вопроса о достоинстве личности.

Итоговым занятием по Конституции РФ является брейн-ринг «Конституция – основной закон РФ», в котором обычно участвуют три команды по шесть- восемь человек. Участникам команд предлагаются вопросы по содержанию Конституции РФ, которые позволяют определить глубину освоения материала. Широко использую прием «Мозговой штурм», в ходе которого учащиеся самостоятельно обозначают проблемы , над которыми будут работать. Например, проблемы современной молодежи, глобальные проблемы современности. Название проблемы становятся темами учебных проектов, умение учащихся применять знания на практике.

Диапазон личного вклада – это единая система «урок-внеурочная деятельность».

Опыт применения современных технологий, способствующий формированию гражданской идентичности на уроках обществознания и во внеурочной деятельности, может быть использован и на других уроках.

Анализируя опыт своей педагогической деятельности могу сделать вывод, что привела к определенным позитивным результатам – накоплен огромный дидактический материал.

В МБОУ школа№24 сохранена традиция проведения военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, военно-патриотическая игра «Зарница», спортивный соревнования «Вперед, мальчишки», акция «Цветы в конверте», конкурс стихов, рисунков, выпуск тематических газет. Вся работа тесно связана со школьным музеем. Он способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися навыками исследовательской деятельности.

Ребята активно и с большой охотой участвуют в школьных мероприятиях.

Моя целенаправленная системная работа принесла следующие результаты.

Увеличение количества ребят в кружке «Волонтеры»

А также улучшение результатов гражданско-патриотического воспитания. Была осуществлена диагностика в 6,7,8классах.

Цель: выявить уровень гражданской идентичности у обучающихся. Задачи опроса: а) отношение к обществу; б) отношение к людям; в) отношение к Родине. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа, наблюдение, анкетирование. Результаты видно из диаграммы .Возросло количество учащихся, которые считают себя патриотами, хотят жить в правовом обществе, уважают социальные нормы.

Мои методические обобщения были представлены на педагогических советах школы, выступлениях на ШМО и родительских собраниях, давала открытые уроки, проводила внеклассные мероприятия. Свои методические разработки и презентации размещала в сети Интернет, участвовала в вебинарах.

В заключении хочется сказать, что уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Таким образом можно сделать вывод о том, что комплексное использование традиционных и современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания школьников, является важным педагогическим условием для интеллектуального , творческого, нравственного развития личности. Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребёнка.