СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Защита Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:создать условия для формирования знаний учащихся о патриотическом долге гражданина РФ.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить  знания о правах и обязанностях человека и гражданина; сформировать  представления   о патриотическом долге гражданина РФ.
  2. Развивающая: закрепить умение  формулировать свою точку зрения и отстаивать её, делать выводы.
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к Конституции РФ, конституционным обязанностям. Содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к нашей Родине – России.

Формирование УУД.

Личностные:

-понять, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;

-проявлять  уважение к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества.

Познавательные:

- определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество, как морального долга каждого гражданина;

-проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять контроль деятельности, анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

-уметь высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Методы обучения:

1. Метод проблемного изложения материала.

2. Диалоговые методы обучения.

3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная беседа.

2. Работа с источником.

3. Оценка своей и чужой деятельности.

Планируемые результаты (предметные):

целостное представление о патриотическом долге гражданина РФ, знание ключевых понятий, умение вести диалог, обосновывать свою  точку зрения в дискуссии.

Личностные результаты:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в  будущем в общественной жизни; заинтересованность в благополучии и процветании своей Родины; ценностные ориентиры, основанные на патриотических чувствах к своему Отечеству; формирование основ гражданской идентичности личности; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты) :

регулятивные – владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

познавательные – владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной  и ответственной информационной деятельности;

коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе  работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Защита Отечества"»



«Защита Отечества»

Цель: создать условия для формирования знаний учащихся о патриотическом долге гражданина РФ.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; сформировать представления о патриотическом долге гражданина РФ.

  2. Развивающая: закрепить умение формулировать свою точку зрения и отстаивать её, делать выводы.

  3. Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к Конституции РФ, конституционным обязанностям. Содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к нашей Родине – России.

Формирование УУД.

Личностные:

-понять, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;

-проявлять уважение к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества.

Познавательные:

- определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество, как морального долга каждого гражданина;

- проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять контроль деятельности, анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

-уметь высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Методы обучения:

1. Метод проблемного изложения материала.

2. Диалоговые методы обучения.

3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная беседа.

2. Работа с источником.

3. Оценка своей и чужой деятельности.

Планируемые результаты (предметные):

целостное представление о патриотическом долге гражданина РФ, знание ключевых понятий, умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии.

Личностные результаты:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; заинтересованность в благополучии и процветании своей Родины; ценностные ориентиры, основанные на патриотических чувствах к своему Отечеству; формирование основ гражданской идентичности личности; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты) :

регулятивные – владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

познавательные – владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;

коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.


Ход урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап

Слово учителя: 

- Судьбою нашему Отечеству уготовано особенное место в истории человечества, расположенному на стыке Европы и Азии. Россия всегда служила щитом для европейских народов от нападений с юга и одновременно спасала народы Востока от жестоких завоеваний Запада.

Но главное, народ России защищал свое Отечество. Среди заступников земли Руси был Александр Невский, который сказал такие слова: «Кто на русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Вопрос к классу:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Объявление темы учителем и запись ее на доске.

-От кого приходилось защищать свою Родину нашим соотечественникам в разные исторические периоды существования русского государства?

(От Золотой Орды, под игом которой она находилась в течение нескольких веков, от рыцарей – крестоносцев, пытавщихся завоевать русские земли на севере, освобождение Руси от иностранной интервенции с Запада, Отечественная война 1812 г., Полтавская битва, Северная война, русско- польская война, русско- турецкая война, Первая мировая война, Гражданская война, Вторая мировая война, события на Кавказе).

IV Работа по теме урока.

Учитель:

Можно ли назвать людей, которые участвовали в этих событиях и защищали нашу страну, патриотами?

(Ответы детей).

Прочитайте самостоятельно раздел «Долг и обязанность».

- В Конституции РФ, в п. 1 ст. 59 Конституции РФ говорится, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

- Как вы понимаете слова «долг», «обязанность»?

(Ответы ребят).

Долг - нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.

Обязанность - это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия).

- Ребята, подумайте, почему слова «долг» и « обязанность» стоят рядом?

(Ответы учащихся).

- Защита Отечества – это не только обязанность, но она связана с нравственным долгом, с чувством любви к Родине, заботой о её свободе, независимости, успешном развитии.

- Чтобы убедиться в этом, давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое».

Текст посвящён массовому желанию людей добровольно вступить в ряды защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Cреди подавших заявления в военкоматы были многие, кто по закону не обязан был служить в армии, но чувство долга побудило этих людей стать добровольцами.

- Ребята, вы, конечно знаете, что война – это огромное бедствие для любого народа. Но, к сожалению, они происходят на протяжении всей человеческой истории. Учеными подсчитано, что за последние 5000 лет произошло около 14000 войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.

- В различные периоды наше Отечество защищали как регулярная армия, так и народное ополчение. Наша задача, выяснить, чем отличается регулярная армия от народного ополчения.

Народное ополчение создается в условиях особой опасности для страны и народа. Отличается добровольным формированием.

Регулярная армия имеет правильную организацию и постоянную подготовку. Отличается лучшими боевыми качествами и дисциплиной.

Учитель:

-Теперь, ребята, вы знаете, что регулярная армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать современным военнослужащим. Она должна быть организованной и хорошо вооруженной.

- В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооруженных силах РФ и защитить Отечество.

- На военную службу призываются граждане России, достигшие 18 лет и состоящие на воинском учете.

- Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу, приводятся к присяге перед государственным флагом России и Боевым Знаменем воинской части.

- После принятия военной присяги военнослужащий может привлекать к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.

- Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.

- Давайте сравним, чем отличается служба по призыву от службы по контракту.

служба по призыву

служба по контракту

Возраст 18-27 лет

Обязательно

Срок службы 12 месяцев

Возраст 18-40 лет

Добровольно

Срок определяется контрактом



- Ребята, как вы думайте, а какими качествами должен обладать человек, который защищает нашу страну?

Мужество Честь

Храбрость Дисциплинированность

Инициативность Честность

Патриотизм Взаимопомощь

Доброта Понимание

Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е. с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях.

Учитель:

-За уклонение от воинской обязанности – уголовная ответственность. Преступления – общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии - преступление.

- А нужна ли нашей стране сильная армия?

(Наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.)

4.Подведение итога урока. Рефлексия.

- Вы должны помнить:

Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Домашнее задание. §8, задания из рубрики «Проверь себя».