«Защита Отечества»
Цель: создать условия для формирования знаний учащихся о патриотическом долге гражданина РФ.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; сформировать представления о патриотическом долге гражданина РФ.
Развивающая: закрепить умение формулировать свою точку зрения и отстаивать её, делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к Конституции РФ, конституционным обязанностям. Содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к нашей Родине – России.
Формирование УУД.
Личностные:
-понять, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;
-проявлять уважение к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества.
Познавательные:
- определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество, как морального долга каждого гражданина;
- проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов.
Регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять контроль деятельности, анализировать собственную работу.
Коммуникативные:
-уметь высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Методы обучения:
1. Метод проблемного изложения материала.
2. Диалоговые методы обучения.
3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная беседа.
2. Работа с источником.
3. Оценка своей и чужой деятельности.
Планируемые результаты (предметные):
целостное представление о патриотическом долге гражданина РФ, знание ключевых понятий, умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии.
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни; заинтересованность в благополучии и процветании своей Родины; ценностные ориентиры, основанные на патриотических чувствах к своему Отечеству; формирование основ гражданской идентичности личности; ориентация на выполнение моральных норм.
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты) :
регулятивные – владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
познавательные – владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;
коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами: умение четко, логично и точно излагать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.
Ход урока.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап
Слово учителя:
- Судьбою нашему Отечеству уготовано особенное место в истории человечества, расположенному на стыке Европы и Азии. Россия всегда служила щитом для европейских народов от нападений с юга и одновременно спасала народы Востока от жестоких завоеваний Запада.
Но главное, народ России защищал свое Отечество. Среди заступников земли Руси был Александр Невский, который сказал такие слова: «Кто на русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Объявление темы учителем и запись ее на доске.
-От кого приходилось защищать свою Родину нашим соотечественникам в разные исторические периоды существования русского государства?
(От Золотой Орды, под игом которой она находилась в течение нескольких веков, от рыцарей – крестоносцев, пытавщихся завоевать русские земли на севере, освобождение Руси от иностранной интервенции с Запада, Отечественная война 1812 г., Полтавская битва, Северная война, русско- польская война, русско- турецкая война, Первая мировая война, Гражданская война, Вторая мировая война, события на Кавказе).
IV Работа по теме урока.
Учитель:
- Можно ли назвать людей, которые участвовали в этих событиях и защищали нашу страну, патриотами?
(Ответы детей).
Прочитайте самостоятельно раздел «Долг и обязанность».
- В Конституции РФ, в п. 1 ст. 59 Конституции РФ говорится, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
- Как вы понимаете слова «долг», «обязанность»?
(Ответы ребят).
Долг - нравственная категория, т.е. ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина.
Обязанность - это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой государства. За нарушение нормы следуют санкции (меры воздействия).
- Ребята, подумайте, почему слова «долг» и « обязанность» стоят рядом?
(Ответы учащихся).
- Защита Отечества – это не только обязанность, но она связана с нравственным долгом, с чувством любви к Родине, заботой о её свободе, независимости, успешном развитии.
- Чтобы убедиться в этом, давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое».
Текст посвящён массовому желанию людей добровольно вступить в ряды защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Cреди подавших заявления в военкоматы были многие, кто по закону не обязан был служить в армии, но чувство долга побудило этих людей стать добровольцами.
- Ребята, вы, конечно знаете, что война – это огромное бедствие для любого народа. Но, к сожалению, они происходят на протяжении всей человеческой истории. Учеными подсчитано, что за последние 5000 лет произошло около 14000 войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.
- В различные периоды наше Отечество защищали как регулярная армия, так и народное ополчение. Наша задача, выяснить, чем отличается регулярная армия от народного ополчения.
Народное ополчение создается в условиях особой опасности для страны и народа. Отличается добровольным формированием.
Регулярная армия имеет правильную организацию и постоянную подготовку. Отличается лучшими боевыми качествами и дисциплиной.
Учитель:
-Теперь, ребята, вы знаете, что регулярная армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать современным военнослужащим. Она должна быть организованной и хорошо вооруженной.
- В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооруженных силах РФ и защитить Отечество.
- На военную службу призываются граждане России, достигшие 18 лет и состоящие на воинском учете.
- Военнослужащие, впервые поступившие на военную службу, приводятся к присяге перед государственным флагом России и Боевым Знаменем воинской части.
- После принятия военной присяги военнослужащий может привлекать к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.
- Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.
- Давайте сравним, чем отличается служба по призыву от службы по контракту.
служба по призыву | служба по контракту |
Возраст 18-27 лет Обязательно Срок службы 12 месяцев | Возраст 18-40 лет Добровольно Срок определяется контрактом |
- Ребята, как вы думайте, а какими качествами должен обладать человек, который защищает нашу страну?
Мужество Честь Храбрость Дисциплинированность Инициативность Честность Патриотизм Взаимопомощь Доброта Понимание |
Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е. с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях.
Учитель:
-За уклонение от воинской обязанности – уголовная ответственность. Преступления – общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии - преступление.
- А нужна ли нашей стране сильная армия?
(Наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.)
4.Подведение итога урока. Рефлексия.
- Вы должны помнить:
Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?
Домашнее задание. §8, задания из рубрики «Проверь себя».